ФАС рассчитывает, что «ручное управление» топливным рынком остановит рост цен

12 октября 2021, 17:41

Российский топливный союз опасается, что в 2022 году проблема неравенства цен усугубится

ФАС
Глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский

ФАС постоянно контролирует топливный рынок и старается оперативно реагировать на возникающие диспропорции оптовых и розничных цен. Об этом сообщил журналистам глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский на Всероссийской тарифной конференции.

12 октября Российский топливный союз предупредил премьер-министра Михаила Мишустина о том, что в 2022 году проблема ценообразования на топливном рынке может обостриться. Как говорится в обращении к главе правительства, к концу сентября 2021 года оптовые цены относительно конца декабря 2020 года выросли на 27–30%, что в несколько раз превышает уровень инфляции. В результате «топливная розница» хронически несет убытки. 

РТС считает, что ситуация может ухудшиться из-за того, что с 1 января налог на бензин и дизтопливо, а также индикативная цена в расчете демпфера для этих видов топлива будут повышены, а экспортные пошлины на светлые нефтепродукты уменьшатся.  Но «увеличение налоговой нагрузки будет перенесено на оптовые цены, а снижение экспортных пошлин, при одновременном росте акцизов, приведет к повышению уровня экспортного паритета, также влияющего на рост оптовых цен», — прогнозируют в топливном союзе и призывают донастроить механизм налогового маневра, а также субсидировать железнодорожные перевозки нефтепродуктов и поддержать независимые АЗС через уменьшение ставок эквайринга при расчетах за топливо с 1,5% до 0,9%, снижение комиссии при безналичной оплате и разрешение продавать на заправках слабоалкогольные напитки.

Шаскольский признал, что «ситуация волатильная», в первую очередь у независимых операторов, но подчеркнул, что ФАС реагирует на возникающий диспаритет цен. «Действуем методом убеждения, коммуницируем и с биржей, и с нефтяными компаниями, и с Минэнерго», — заявил глава антимонопольной службы. При росте цен увеличиваются нормативы биржевых продаж топлива, рынок насыщается и цены идут вниз.  

При этом Максим Шаскольский отметил, что причины разгона цен на топливо не только внутренние, «влияние экспортной альтернативы никуда не ушло».

«Бывают моменты, когда компании и рынок чувствуют себя в порядке — когда маржинальность появляется. Сейчас она находится на грани. Но я думаю, что все этот сложный период с напряжением вскоре пройдут», — высказал мнение глава ФАС.

Согласно данным Санкт-Петербургской биржи на 15.48 по Москве 12 октября, стоимость авиакеросина выросла на 0,3%, до 53,21 тыс. рублей за тонну. Топочный мазут также дорожает уже второй день подряд, 12 октября его цена достигла 28,75 тыс. рублей за тонну (+1,72%).

Цены на бензин также растут. Так, бензин Аи-92 подорожал на 0,28%, до 56 125 рублей за тонну, Аи-95 — на 0,81%, до 58 271 рубля за тонну. Летнее дизельное топливо выросло в цене на 0,5%, до 51 089 рублей за тонну, зимнее — на 0,83%, до 54 202 рублей за тонну. Межсезонное дизельное топливо подорожало на 0,32% — до 52 086 рублей за тонну.