Пандемия коронавируса жестко поставила во всем мире вопрос дистанционной работы. И если для туризма или ивент-индустрии карантинные ограничения оказались предельно травматичны, некоторые отрасли локдаун не только не убил, но и сделал сильнее. Так, в юридическом бизнесе усилились тренды на автоматизацию, развивавшиеся последние несколько лет. Если раньше о планах цифровизации юридических отделов можно было говорить отвлеченно, то в реалиях ковида внедрение современного LegalTech стало первоочередной задачей. Мы поговорили с Вадимом Бароном о том, как юридические технологии помогли отрасли не только не потерять на вынужденной удаленке, но и существенно повысить эффективность бизнес-процессов.
Многие работодатели жалуются, что удаленная работа фатально снижает работоспособность сотрудников. Вы же придерживаетесь другого мнения. В чем секрет эффективной удаленной работы?
По нашему мнению, повышение или снижения эффективности зависит от ряда факторов: характера работы, используемых инструментов, слаженности команды. Если работа стандартная, типовая, сотрудники обеспечены всеми необходимыми инструментами, давно работают вместе, то нет никаких причин для снижения эффективности их работы. Если же речь идет о новом проекте, сложной, креативной задаче, новом коллективе, ограниченном доступе к информационным ресурсам, то, конечно, работать в условиях удаленки значительно сложнее.
Лидеры мирового LegalTech, да и небольшие компании демонстрировали во время пандемии взрывной рост. Стоит ли ожидать, что эти тенденции в России и в мире сохранятся?
Сложно сказать насчет именно «взрывного» роста. Люди и организации уже как-то приспособились к новым реалиям. Но в целом отрасль будет, безусловно, расти.
Многие российские компании считают облачные решения небезопасными. Есть ли в этих опасениях рациональное зерно?
Кажется, что в большей степени это психологический момент и дань прошлому. В конце концов, риски утечки информации существуют как в облаке, так и в корпоративной сети. Есть решения, которые позволяют минимизировать эти риски или даже свести их к нулю.
Некоторые считают, что приложения для дистанционного взаимодействия команды имеют универсальную природу. Мол, ничто не мешает юристам использовать Jira, Slack, Trello, Confluence или любой другой бизнес-продукт. Как бы Вы объяснили, почему юристам требуются особые облачные решения для работы?
Обычно такие решения лучше подходят под решение специальных задач, потому что учитывают специфику деятельности. Хотя многие действительно пользуются универсальными решениями.
Как Вы считаете, в какой области решения для удаленной работы оказались самыми полезными? Инструменты для удаленной подачи документов в суд и участия в заседаниях? Базы правовой информации? Сервисы госуслуг?
Нам сложно говорить обо всех сервисах, знаем, что удаленный доступ к правовой информации оказался супервостребованным: юристы на удаленке остались без доступа к ресурсу, и тут мы пришли на помощь — предоставили такие доступы в тех случаях, когда система размещалась в корпоративной сети. Очень популярными в условиях пандемии стали онлайн-семинары — не выходя из дома можно получать новые знания и повышать квалификацию. Очень востребованы новости на нашем сайте www.garant.ru. В отличие от других источников, они всегда юридически выверены и сопровождаются текстом нормативного акта.
28 октября на международной конференции Distant & Digital «Гарант» проведет сессию «Повышение эффективности юридической функции в организациях в условиях удаленной работы». Расскажите, что полезного для своей работы смогут почерпнуть участники и слушатели из этой дискуссии.
У нас активно развиваются LegalTech-сервисы, к примеру новинка — «Бизнес на контроле», сама система ГАРАНТ пополнилась новым интересным функционалом, таким как, например, контроль поступления новой судебной практики по конкретной норме права. Все это мы представим на сессии и на мастер-классе. Желающие смогут получить бесплатный доступ и попробовать новинки в работе.
В некоторых странах карантин подтолкнул юристов переосмыслить свою бизнес-модель и переформатировать компании в полностью виртуальные юридические сервисы. Например, в Сингапуре открылась виртуальная юрфирма Luo Ling Ling LLC. Стоит ли ждать подобного в России?
Виртуальные фирмы существовали и до пандемии… Сложно сказать, будут ли развиваться в таком формате именно юридические компании, ведь людям все еще важны такие вещи, как репутация юриста, его опыт, возможность поговорить с ним, даже его внешний вид.
За какими продуктами, на Ваш взгляд, будущее: за коробочными решениями или эксклюзивными кастомизированными разработками?
Мир настолько сложен и многообразен, что вряд ли возможно какое-то одно решение, «должны расти все цветы». Небольшие компании будут использовать коробочные решения, крупные — реализовывать сложные индивидуальные проекты.
Можно ли выразить преимущества автоматизации юридической функции в конкретных цифрах? Сколько выиграли компании, подошедшие к локдауну с полным арсеналом решений для удаленки?
Сама по себе автоматизация не может стать источником дохода, ее эффект и преимущество заключаются в снижении издержек, увеличении скорости работы, качества обслуживания. Возьмем, к примеру, наш LegalTech-сервис Гарант Диск, который позволяет в несколько кликов создать базу знаний компании или юридического отдела. Если сравнить работу юриста с базой знаний и с разрозненными документами, которые надо еще найти, убедиться в их актуальности, то, думаю, в первом случае скорость работы возрастет в разы. А это сэкономленное время, дополнительные выполненные задачи.
Какие виды юридической деятельности сложнее всего осуществлять дистанционно?
Такие, где личное присутствие может иметь самостоятельную ценность. Наверное, это представительство в судах, адвокатская деятельность.
Ваш прогноз: стоит ли ожидать более обширного проникновения юртеха в разные области юридической практики, в том числе в практику небольших юрфирм? Или единственным заметным потребителем LegalTech останутся юрдепартаменты крупных корпораций?
Думаю, что да, этот процесс уже начался. Многие программные продукты вполне доступны небольшим фирмам и могли бы помочь им лучше вести дела. Что касается доступа к правовой информации и LegalTech-сервисам от «Гаранта», то мы ориентируемся на весь спектр потребителей: от небольших компаний до крупных корпораций.