Politico отмечает, что у Евросоюза нет рычагов воздействия на Москву в газовом вопросе, который сейчас для Брюсселя ввиду сильного энергетического кризиса стоит очень остро. Россия, как неоднократно говорили высокопоставленные российские чиновники, включая президента Путина, может в случае необходимости поставлять в Европу дополнительный газ, но в Москве хотели бы получить что-то взамен. Например, ускорение процесса сертификации газопровода «Северный поток 2».
Этот газопровод, к счастью, уже окончательно достроенный, тем не менее, продолжает будоражить умы европейцев. Особенно тех, кто живет на востоке континента. Категоричнее всех, что мало кого удивляет, по-прежнему настроены против этого газопровода, проходящего по дну Балтийского моря, поляки. Варшава написала еврокомиссару по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер письмо с требованием провести на основе статьи 102 Договора о функционировании Евросоюза расследование того, как поддерживаемый Москвой российский газовый оператор «Газпром» якобы манипулирует рынком и злоупотребляет своим монопольным положением на энергетических рынках. Как заявил польский премьер-министр Матеуш Моравецкий на саммите ЕС, прошедшем в Брюсселе в конце прошлой недели, Газпрому необходимо преподать урок.
Проведение расследования поддержали на прошлой неделе, пишет Politico, и Италия с Нидерландами, а вот Германия категорически против.
ЕК обязана ответить на требование Польши, но не обязана проводить расследование о нарушении правил конкуренции. Последний раз европейские борцы с монополизмом вызывали Газпром на ковер в 2015 году, когда его обвиняли в установлении «несправедливых» цен на газ. Через три года расследование было закрыто, а Газпром даже оштрафовали.
При этом сейчас российский газовый гигант полностью выполняет все условия по контрактам. Россия, напомним, поставляет ок. 40% необходимого объединенной Европе газа.
Еврокомиссия утверждает, что рывок цен на газ носит временный и глобальный характер и не связан ни с борьбой ЕС с изменениями климата, ни с либерализацией Брюсселем энергетических рынков. Одним из ее (либерализации) последствий, кстати, является отказ от долгосрочных контрактов в угоду свободной торговле.
Однако в четверг на саммите ЕС за закрытыми дверями еврокомиссар по внешней политике Жозеп Боррель признал, что у нефтегазового кризиса «глубокие геополитические корни» и что он усиливается по мере того, как США и Катар продолжают продавать свой сжиженный газ азиатским покупателям, готовым платить за него более высокие цены, чем европейцы.
«Газпром выполняет долгосрочные контракты,- заявила президент ЕК Урсула фон дер Ляйен членам Европарламента,- но он не отреагировал на (наш) повышенный спрос, как делал это в прошлые годы».
Она пожаловалась, что позиция Газпрома усиливает уязвимость Европы, и призвала к расширению списка поставщиков энергоносителей. Между тем, у европейских стран, которые не следуют брюсселевским призывам к диверсификации, дела сейчас обстоят значительно лучше, отмечает Politico. У Венгрии, например, подписавшей на днях с Россией два долгосрочных 15-летних газовых контракта, проблем с поставками голубого топлива нет.
Не удивительно, что чешский премьер Андрей Бабиш назвал провал Праги заключить такой же контракт на поставки российского газа по политическим причинам «ошибкой». Он призвал ЕК изменить стратегию ослабления зависимости от российского газа.
«Забудьте навсегда о том, чтобы стать независимыми от России,- заявил Бабиш коллегам на саммите. - Этого никогда не будет».
Владимир Путин подчеркнул на днях, что европейские компании, имеющие с Газпромом долгосрочные контракты, получают сейчас российский газ по ценам в четыре раза ниже рыночных. Тем не менее, европейцы не мчатся в Москву подписывать долгосрочные контракты на поставки российского газа. Особенно, объясняет Politico, после начала переговоров Молдовы и Газпрома о продлении контракта. Урсула фон дер Ляйен рассказала европейским лидерам о разговоре с молдавским премьером Натальей Гаврилица о продлении контракта с Газпромом. Газпром готов продолжать поставлять газ Молдове после окончания срока действия нынешнего контракта, но не по старой цене 550 долларов за тысячу кубов газа, а по 790 долларов, которые Кишинев платить не может.
Многие в Брюсселе считают желание Газпрома повысить цену давлением на Кишинев после избрания летом в Молдавии проевропейского правительства, которое пообещало вернуть Приднестровье.
В Молдове в прошлую пятницу было объявлено чрезвычайное положение, а Гаврилица пожаловалась, что Газпром поставляет лишь треть обычного объема газа.
Встревожены примерно такой же позицией Газпрома в ответ на просьбы о выделении дополнительных объемов газа на зиму и в Румынии.
В Европе, судя по всему, считают, что Россия обязана моментально выполнять все требования объединенной Европы по поставкам газа, причем, на условиях европейцев. Эту позицию подтверждают слова премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша о том, что с учетом зависимости ЕС от России, заявление Владимира Путина о том, что хорошие политические отношения ведут к хорошим газовым отношениям, равносильно… шантажу.
Европа расколота по вопросу борьбы с энергетическим кризисом. Завтра, 26 октября, обстановку на энергетическом рынке Европы будут обсуждать на внеочередном Энергетическом совете министры энергетики членов Евросоюза.