В октябре Су-57 стал едва ли не главной темой обсуждения на страницах самых разных изданий в целом ряде стран — в частности, китайского портала Sohu, американских The National Interest и The war is Boring, французского Opex360, британской Daily Express — и множества профильных блогов. Наблюдатели связывают всплеск интереса к российской машине сразу с несколькими резонансными событиями последнего времени.
В частности, глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган, возвращаясь с переговоров с президентом России, состоявшихся в Сочи 29 сентября, сообщил журналистам ежедневной турецкой газеты Türkiye, что они с Владимиром Путиным обсуждали возможность совместной разработки новых самолётов и двигателей. Это заявление Эрдогана выглядит особенно интересным, если вспомнить, что ещё два года назад, во время посещения авиасалона МАКС-2019 в подмосковном Жуковском, президенты России и Турции обсуждали возможность приобретения Анкарой Су-57 и участия России в разработке турецкого истребителя TF-X.
Эксперты в области военно-технического сотрудничества не исключают, что новые заявления Эрдогана связаны с конфликтной ситуацией вокруг американских F-35. А точнее — с тем, что весной нынешнего года США исключили Турцию из программы приобретения ста единиц этого ударного истребителя пятого поколения. Причем, тоже в связи с военно-техническим сотрудничеством Анкары с Москвой, выразившемся в приобретении турками российских зенитных комплексов С-400 «Триумф». И уж совсем оскорбительно для региональной державы выглядит молчание американцев по вопросу компенсации авансового платежа турецкой стороны — около 1,4 миллиарда долларов. Эрдоган, кстати, заявил, что намерен добиваться возврата этих денег.
Зачем Анкаре сотрудничество с Москвой?
Не только поставка четырех дивизионов «Триумфов», но и стремление приобрести российские противотанковые комплексы и другие системы ПВО разной дальности, о чем пишет со ссылкой на представителей «Ростеха» турецкое информагентство Anadolu, вполне наглядно свидетельствуют о независимом политическом курсе, который упорно проводит президент Турции.
Вот что пишет по этому поводу журналист Бурак Эге Бекдиль в американских Defense News: «В интервью программе “Лицом к стране” (Face the Nation) на телеканале CBS Эрдоган сказал, что отказ Соединённых Штатов поставить истребители F-35, которые Турция уже согласилась приобрести, и продать ей зенитные ракетные комплексы “Патриот” не оставил Турции иного выбора, кроме как купить у России её зенитные ракетные комплексы С-400». Надо отметить, что глава Турции несколько отретушировал хронологию событий, но общего конфликтного оттенка в развитии ситуации это не меняет.
Напомним, что ещё в 2018 г. Сенат США принял закон, который сделал затруднительным для Турции приобретение 100 истребителей F-35 согласно подписанному ранее меморандуму. Уже тогда Анкара начала переговоры с Москвой о приобретении С-400. А в конце августа 2019 г. США официально отозвали своё предложение Турции о продаже ей комплексов Patriot — сделка была расторгнута в связи с началом поставки в июле российских С-400 «Триумф». Важно отметить при этом, что Анкара была вполне готова брать ЗРК обеих систем — как российской, так и американской.
Но вернемся к боевой авиации. Сейчас в Турции силами национального концерна Turkish Aerospace Industries, корпорации Kale Group и специализирующейся в области авионики компании Aselsan ведется работа по созданию собственного истребителя c рабочим название TF-X («Х» означает «экспериментальный»), заявленного как пятое поколение.
В то же время, согласно открытой информации, Турции требуется от 200 до 250 единиц истребителей 5-го поколения. (Для сравнения, Россия намерена ограничиться на текущее десятилетие поставкой в полки не более 80 Су-57 — 10 уже сданы, ещё 70 передадут ВВС до 2027 г.) В этой связи не исключено, что Анкара будет не только разрабатывать собственную машину, но и изучать возможность приобретения современных истребителей российского производства.
Отдельно стоит отметить, что такой вариант обойдётся Турции гораздо дешевле, чем американские «Лайтнинги II», которые, к слову, даже полтора десятилетия спустя после начала производства Счётная палата Конгресса США считает сырым, недоработанным изделием. В частности, летом 2018 г. в свободном доступе появился отчёт Government Accountability Office, где перечислялись 966 недоделок конструкции F-35. 110 из них была присвоена «первая категория опасности» (может привести к утрате самолёта и гибели человека), а 855 отнесены к технической категории — то есть, таким, которые способны стать причиной катастрофы или поломки истребителя.
Напомним, что полноценное пятое поколение — это набор критериев, главные из которых маневренность (в том числе за счет двигателей с управляемым вектором тяги), сверхзвуковая скорость на бесфорсажном режиме, использование стелс-технологий, универсальное вооружение с подвеской, рассчитанной на не менее, чем 8 точек, наличие грузового отсека, возможность управления стаей дронов. Кроме того, это новейшие цифровые системы интеллектуальной поддержки летчика, авионика, позволяющая вести наблюдение с перекрытием одновременно за передней и задней полусферами, а также ряд других важнейших характеристик.
Западные СМИ про Су-57: заказная кампания?
Надо сказать, что страсти по Су-57 бушуют не только на Ближнем Востоке, но и на коллективном Западе. Британская Daily Express, например, выпустила 14 октября статью под громким заголовком «Putin baits Biden with fighter jets threat ‘Makes the West uneasy» («Путин дразнит Байдена, угрожая истребителями и заставляя Запад испытывать тревогу»). В этом материале военный эксперт Алессандра Джиованцанти (Alessandra Giovanzanti) не только сообщает о том, что, по её информации, на сегодня в России уже построено 11 единиц этого истребителя, но также высказывает мнение, что Су-57, превосходящий по скорости F-35 на 0,4 Маха, заинтересует Китай, Индию и страны Тихоокеанского региона. Кстати, американский эксперт обращает внимание и на возможность приобретения Турцией Су-57 и ее сотрудничество с Россией в области создания турецкого истребителя.
Любопытно, что российский истребитель вот уже три года не даёт спокойно спать авторам издания. Еще 27 сентября 2018 года сотрудник этого СМИ Matthew Robinson тревожил читателей статьей, озаглавленной «World War 3 WARNING: Russia's Su-57 fighter jets to be equipped with hypersonic missiles» («Предупреждение о Третьей Мировой: российский Су-57 будет оснащён гиперзвуковыми ракетами»).
Нынче же осенью шумиха, поднятая вокруг российского истребителя, приняла внушительные масштабы и довольно полемичный характер. Спустя два дня после публикации в Daily Express американское издание The National Interest размещает статью за подписью Peter Suciu под названием «Sukhoi Says More Than 70 Su-57 to be Delivered by 2027» («Сухой обещает поставить армии более 70 Су-57 до 2027 г.»). А вот сайт американского военного корреспондента Дэвида Экса (David Axe) War is Boring взялся за тему ещё раньше, поместив 13 октября материал «Doomed To Fail? Russia’s Stealth Su-57 Isn’t Going Anywhere Soon» («Обречён на провал? Российский стелс-истребитель Су-57 не скоро появится на вооружении»). И вот именно этот материал, в весьма декларативной и бездоказательной манере критикующий не только Су-57 как таковой, но и всю систему российской военно-авиационной отрасли, был перепечатан десятками блогов и сетевых изданий. Мол, и авиаконструкторов в России не осталось, и оборонный бюджет у страны маленький, и вообще никакой серьёзной техники, кроме нескольких прототипов, россиянам не построить и уж тем более за рубеж не продать.
Складывается стойкое ощущение, что именно переговоры Эрдогана с Путиным по столь острому вопросу и вызвали обвал заказных публикаций с попытками «закопать» экспортный потенциал новой российской машины.
Европа оценила Су-57, восхитилась и озаботилась
Следует отметить, что европейская военная аналитика, в отличие от британской и американской не столько критиковала Су-57, сколько восхищалась им. Британцы, например, открыто признали, что российский истребитель не только может получить в качестве вооружения гиперзвуковые ракеты, но и значительно превосходит F-35 в скорости, продолжительности полета и по боевой нагрузке. Кстати, на берегах Темзы не ставят под сомнение, что до 2028 г. российские ВВС получат 76 таких машин.
Французское военное аналитическое онлайн-издание Opex360 хотя и сдержанно, но подтверждает супер-возможности российского изделия, отмечая, что истребитель, видимо, способен поражать любые системы ПВО, включая ЗРК, а также пусковые установки крылатых и баллистических ракет. Аналитики французского генштаба считают: «Малая заметность российской техники позволит истребителю подойти близко к обороне противника, оставляя последнему мало шансов». А эксперты из военно-воздушных сил Франции считают, что Су-57 может получить на вооружение гиперзвуковую ракету, способную, по некоторым данным, перемещаться со скоростью, превышающей 6 Махов (максимально 12-13 Махов), на дальность порядка 1500 км при полете по высотному профилю.
Отмечается также, что Су-57 обладает возможностью управлять боевыми беспилотниками — до него на подобное были способны только американские истребители и французские, которые, кстати, были в этой области пионерами.
Так или иначе, Россия в очередной раз доказала, что способна ставить на крыло и серийно производить самую совершенную технику, причем при несопоставимых затратах. А это, в свою очередь, обеспечивает российским истребителям 5-го поколения очень серьезные конкурентные преимущества на внешнем рынке. Достаточно сказать, что ориентировочная сегодняшняя цена Су-57 находится в районе 36 млн долларов, тогда как F-35 обойдётся «счастливому приобретателю» не дешевле, чем в 120 миллионов. Как говорится, почувствуйте разницу.