Участники прошедшего в Иркутске форума «Шапхаевские слушания» искали способы того, как избежать «позорного» для страны статуса «объект всемирного наследия под угрозой» и обеспечить баланс между правом граждан на доступ к «жемчужине» Сибири и необходимостью защиты озера, в том числе, от них самих.
Выступая на форуме, руководитель отдела природного центра Всемирного наследия ЮНЕСКО Ги де Боне напомнил, что Байкал в 1996 году был включен в список всемирного наследия организации. «Выдвинув этот объект в качестве объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, Российская Федерация взяла на себя торжественное обязательство охранять это выдающееся наследие для всего человечества. Чтобы им могли наслаждаться нынешние и будущие поколения. Для выполнения обязательств после внесения объекта в список всемирного наследия государство-сторона Россия приняло специальный закон о Байкале, чтобы гарантировать защиту универсальных ценностей и целостности озера», - отметил он.
В то же время, по словам представителя ЮНЕСКО, вокруг озера сохраняется целых ворох нерешенных проблем, среди которых незаконная застройка на берегах, лесные пожары, неконтролируемый туризм.
«В связи с многочисленными угрозами для объекта комитет всемирного наследия на своей 44-й сессии в июле 2021 года обратился к Российской Федерации с просьбой пригласить на объект совместную миссию центра всемирного наследия и МСОП (Международный союз по охране природы – прим. ред.) по реактивному мониторингу для оценки этих различных угроз. Мы уже начали диалог с российскими властями для обсуждения различных вопросов и надеемся на продолжение обсуждения этих вопросов, в том числе, во время миссий. Но для достижения успеха важно, чтобы все заинтересованные стороны работали вместе ради сохранения озера Байкал», - сказал Ги де Боне. По его словам, успеха можно достигнуть только в случае объединения усилий государства, местных властей и некоммерческих организаций.
Статус объекта под угрозой озеру могут присвоить уже в следующем году на 45-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, проведение которой запланировано в Казани, напомнил руководитель программы по особо охраняемым природным территориям отделения «Гринпис» в России Михаил Крейндлин. «Это такой статус, предусмотренный конвенцией, который формально ничего за собой не влечет, кроме одного – это очень плохо с точки зрения имиджа страны», - отметил эколог.
Турист: друг или враг?
Крейндлин считает, что в пандемийные годы давление на озеро за счет неконтролируемого туризма существенно возросло. Сейчас ежегодно Байкал посещают до 4 миллионов туристов. С одной стороны, отметил эксперт, идеология ЮНЕСКО подразумевает открытость подобных объектов с целью пропаганды идей бережного отношения к ним, популяризации, с другой – массовый туризм может просто «угробить» Байкал.
«Надо делать нормальное зонирование. На ООПТ (особо охраняемых природных территориях – прим. ред.) надо развивать ту инфраструктуру, которая будет минимизировать ущерб. А вот тяжелую инфраструктуру – гостиницы, дороги – (размещать) за пределами особо охраняемых природных территорий. И тогда это будет способствовать тому гармоничному сочетанию, которое позволит, с одной стороны, использовать природные ценности, чтобы люди могли проникаться природоохранным духом, а с другой – чтобы это не наносило ущерб», - сказал Крейндлин.
В период закрытия границ рынок внутреннего туризма в России демонстрирует рост. По посещаемости Байкал уверенно держится на четвертом месте после курортов Краснодарского края, Москвы и Санкт-Петербурга, рассказала директор природоохранных программ Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Виктория Элиас.
«Посмотрите на туризм массовый – это сплошное "вытаптывание". На нерегулируемые потоки, на тонны отходов, на сточные воды. Это такое массовое воздействие и безответственное поведение. То есть туризм – это угроза. И с этой угрозой надо бороться», - считает она.
В то же время, считает Виктория Элиас, союзниками в защите природы может стать малый и средний бизнес, который работает с туристами на ООПТ. «Станет ли массовый туризм экологическим в тех местах, где соприкасаются эти два сектора - это большой вопрос. И, во многом, это зависит от того, как будет все это организовано. Очень большая перспектива лежит в смычке между людьми экологически сознательными, знающими и понимающими, как нормировать и регулировать нагрузку (на ООПТ – прим. ред.), и бизнесом, который обеспечивает привоз и обслуживание этого туриста. Но не только. Еще и местные жители – наши большие и важные союзники», - сказала она.
Пластмассовый мир победил?
Байкал, хранящий 20% мировых запасов пресной воды, многие годы считался одним из чистейших водоемов в мире. Однако последнее время ученые бьют тревогу: появились новые угрозы, которые могут привести к утрате «жемчужины» Сибири. В сентябре стало известно об исследовании, проведенного учеными Московского государственного университета, впервые давшие оценку содержания пластиковых частиц в поверхностных водах Байкала.
Траловые пробы забирались в районе самого населенного юго-восточного побережья озера и в Малом море - одном из самых популярных туристических мест. Концентрация микропластиковых частиц в озере составила от 19 тыс. до 75 тыс. на квадратный километр при среднем значении 42 тыс. В исследовании отмечается, что такие цифры соответствуют высокой степени пластикового загрязнения. По химическому составу частицы идентифицированы как полиэтилен, полипропилен и полистирол, на основе чего ученые делаю вывод, что обнаруженный микропластик - продукт распада различных бытовых упаковочных материалов.
Ранее анализ состава пластика, загрязняющего берега Байкала, провели и специалисты Greenpeace в России. Из 3975 фрагментов мусора, собранного на берегах Байкала, 86,6% оказались пластиком. При этом одноразовые пластиковые товары составляют 87 % от всего найденного пластика.
«Байкал — внутренний водоём России, а значит и загрязнение его — ответственность нашей страны. Мусор в него попадает с берегов, судов, приплывает по рекам и прилетает с ветром. И главное, что сейчас это в большей части одноразовый пластик, которого вообще могло бы не быть. Чтобы защитить главное озеро страны и другие природные объекты от нашествия пластика, нужно в первую очередь отказаться от его самых неприятных видов: одноразовых, трудноизвлекаемых, неперерабатываемых», — делает вывод эксперт проекта «Ноль отходов» Greenpeace в России Алексей Киселёв.
С инициативой создать вокруг Байкала беспластиковую зону в прошлом году выступила партия «Единая Россия». В частности, предполагается ужесточение штрафов для загрязнителей байкальской территории и полный запрет на использование там одноразовой пластиковой посуды, фосфатосодержащих моющих средств, а также полимерных сетей для рыбалки. Пока о принятии соответствующего закона информации не было, но такое решение могло бы стать одним из действенных и эффективных шагов, которые позволят сохранить уникальное озеро. Поддерживает инициативу и основанная Олегом Дерипаской компания En+Group. «Пока волонтеры компании ежегодно убирают тонны мусора с берегов Байкала во время акции 360, Компания спонсирует независимую научную экспедицию по экологическому мониторингу озера, в которую вовлечены ученые из 8 научных организаций, выдает гранты на экологические проекты для НКО, реализует проекты по поддержке биоразнообразия, но также мы намерены активно содействовать и развитию мусорной реформы в Иркутской области и республике Бурятия», —говорит директор по устойчивому развитию компании Антон Бутманов.