ЕПН протестируют в будущем году
Комитет Госдумы по бюджету доработал ко второму чтению законопроект, который распространяет институт единого налогового платежа (ЕПН) на организации и индивидуальных предпринимателей. Как сообщил Finmarket, комитет изменил подход к введению налогового режима: изначально предполагалось, что он начнет работать для всех бессрочно с 1 января 2022 года. Теперь же предлагается запустить его в пилотном режиме.
Закон, согласно которому физлица могут прежде, чем придет налоговое уведомление, перечислить на счета Казначейства деньги, а налоговые органы могут их зачесть для уплаты НДФЛ, транспортного налога, земельного налога или налога на имущество физических лиц, вступил в силу в январе 2021 года. При этом налогоплательщик имеет право на возврат денежных средств, перечисленных им в бюджетную систему РФ в качестве единого налогового платежа — тех средств, по которым налоговым органом не принято решение о зачете.
А в мае в первом чтении был принят законопроект, согласно которому компании и ИП с 1 января 2022 года получили бы возможность перечислять на счета Казначейства средства для списания из них налогов, страховых взносов, торгового сбора, авансовых платежей по налогам, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Теперь же, в доработанной версии говорится, что особый порядок уплаты платежей будет применяться с 1 июля по 31 декабря 2022 года. Применение единого налогового платежа будет возможно только после совместной сверки расчетов с налоговыми органами. Заявление на применение платежа нужно будет подать с 1 апреля по 30 апреля 2022 года, но не позднее одного месяца после осуществления совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.
Механизм «единого налогового платежа» (ЕНП) позволяет перечислять обязательные платежи одним платежным поручением без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к бюджету бюджетной системы РФ, поясняет директор по развитию бизнеса «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец. При этом налоговый орган на основе имеющейся информации самостоятельно производит зачет перечисленных средств в счет обязательств плательщика.
Что такой эксперимент дает юрлицам и ИП? Возможность сократить издержки, время на подготовку отчетности и минимизировать вероятность ошибок при её заполнении, говорит эксперт. Особенно, считает он, такой инструмент оценят начинающие предприниматели и малый бизнес, которым не придется разбираться в тонкостях налогового законодательства или нанимать бухгалтера. На бумаге все выглядит очень и очень удобно: бизнес меньше переживает за документы, ФНС получает платежи авансом и сокращает количество просрочек. Так что в целом такой подход можно оценить положительно.
Однако, отмечает Сергей Сухоставец пока сложно сказать, насколько популярной окажется эта система. Все-таки для бизнеса и в первую очередь малого, возможность отсрочить платежи зачастую жизненно необходима. У многих просто нет возможности авансировать бюджет. Деньги, в том числе на налоги, появляются в процессе работы.
Поэтому, сказать, что ЕНП будет популярным инструментом среди налогоплательщиков, было бы преждевременно. По крайней мере до тех пор, пока ФНС не найдет добавочную стоимость для стимуляции перехода на новые рельсы, уверен эксперт. Например, можно было бы ввести систему кешбэка или бонусирования для налоговых депозитов во время пилотного периода. А также гарантировать бизнесу, что в фокус системы не попадут старые долги, на которые ФНС уже не имеет права, из -за истекшего срока давности.
Пилотаж с планированием
Очевидным бенефициаром введения единого налогового платежа является ФНС, констатирует преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. Для фискальных органов во многом снимается проблема недоимок и задолженностей. Получая сразу всю сумму предполагаемых обязательных платежей, налоговики уже сами осуществляют списание по различным видам долгов предприятий.
В то же время для организаций, осуществляющих перечисление одной суммой, это исключает вероятность технической ошибки, что является несомненным достоинством предлагаемой новации, хотя и оставляет необходимость детального расчета налоговых обязательств бухгалтерией предприятий. Более того, работа финансовых служб компаний даже усложнится, считает эксперт. Сама идея налоговых изменений предполагает авансовый характер налоговых платежей, что требует от финансовых служб организаций достаточно скрупулезного планирования. Иначе вполне возможна ситуация, когда налоги заплачены, а бизнес остался должником, да еще и «попала» на пени. Не говоря уже о том, что сам по себе авансовый платеж, предполагающий изъятия средств из оборота, неприемлем для большей части малого и среднего бизнеса.
Следует учитывать определенную трансформацию бухгалтерского учета организаций в контексте фиксации активно-пассивных операций по статье, отражающей расчеты по налогам и сборам, говорит эксперт. По сути, детализация распределения фискальных платежей по субсчетам будет требовать регулярного подтверждения со стороны налоговой инспекции. Это обстоятельство может существенным образом затруднить текущий учет финансово-хозяйственной деятельности организаций. То есть сама по себе налоговая новация без оперативной и автоматически поступающей в бухгалтерию от информации о распределении авансового платежа по видам сборов снизит возможности финансового анализа и планирования.
В этом смысле, для бизнеса необходимы как минимум предварительные ориентиры со стороны фискальных органов по сумме и структуре налоговых платежей, с рассрочкой по доплатам, по итогам деятельности, без начисления штрафов и пеней. То есть, считает Анатолий Гожий. ФНС должна выдавать организациям официальный предварительный расчет налоговых обязательств. В противном случае предполагаемое изменение системы расчетов утратит комплексное позитивное содержание, предполагающее упрощение деятельности бизнеса и оптимизацию сбора налогов.
Баланс интересов будет нарушен, предприниматели будут перечислять деньги «вслепую» (рискуя все равно попасть на штрафы), а фискальные органы получат эффективный механизм налогового диктата, закрывая за счет поступивших средств первоочередные (со своей точки зрения) долги. В этом смысле важным является то обстоятельство, что данная система пока запускается в тестовом режиме, что оставляет возможности конструктивного диалога по данному вопросу между властью и бизнесом.