Су-75 Checkmate: «летающий калашников» vs F-35

Дмитрий Машенских
корреспондент Monocle.ru
15 ноября 2021, 13:33

Госкорпорация «Ростех» провела полноценную премьеру Су-75 Checkmate для широкого круга потенциальных заказчиков на международном авиасалоне Dubai Airshow-2021.

Коллаж: Тамара Ларина

Российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-75, иначе называемый лёгким тактическим самолётом (ЛТС) Checkmate, стал сенсацией еще до своего появления на публике. Прототип истребителя был представлен 20 июля нынешнего года на авиасалоне «МАКС-21» в подмосковном Жуковском и вызвал чрезвычайно высокий интерес как у специалистов, так и у знатоков и любителей авиации. А в минувшее воскресенье госкорпорация «Ростех» впервые представила Checkmate широкому кругу потенциальных заказчиков за рубежом — на международном авиасалоне Dubai Airshow-2021.

Об особенностях новейшей разработки отечественного авиапрома и ее перспективах рассказал в интервью Expert.ru первый заместитель генерального директора госкорпорации «Ростех» Владимир Артяков.

– ЛТС Checkmate – изначально нетривиальная разработка. В СМИ появлялась информация о том, что он создавался как экспортный самолет для стран Ближнего Востока, Южной Америки и Азии. Так ли это, и если да, то почему была выбрана такая стратегия?

– Идея создания однодвигательного самолета поколения родилась из потребностей рынка. Сегодня в военно-воздушных силах многих стран мира эксплуатируются условно «легкие» однодвигательные машины, модельный ряд которых достаточно широк и условно варьируется от ветеранов МиГ-21 до достаточно продвинутых F-16 Block III и F-35. Ресурс многих из них подойдет к концу в ближайшие 5-10 лет. Кроме того, за исключением F-35, все эти самолеты относятся к третьему или четвертому поколению и уступают более совершенным комплексам пятого поколения. Ни для кого не секрет, что большинство стран не могут приобрести F-35 — либо по политическим причинам, либо ввиду чрезвычайно высокой стоимости как самой машины, так и ее летного часа. Checkmate лишен таких недостатков и способен удовлетворить растущий спрос на универсальные однодвигательные самолеты-невидимки с расширенными боевыми возможностями.

– Известны ли зарубежные разработки, способные составить конкуренцию Су-75 по боевым качествам и по экспортному потенциалу?

– По совокупности боевых качеств ближайший аналог Checkmate — американский F-35. При этом наша машина будет обладать лучшими характеристиками и меньшей стоимостью эксплуатации. Если говорить об экспортном потенциале, то рыночную нишу легких самолетов также стремятся занять китайские JF-17, J-10, J-31, а также американский F-16.

– Checkmate называют многофункциональной модульной платформой нового поколения, которую отличает возможность адаптации под потребности заказчика. Модульный принцип предполагает комплектацию машины «начинкой» в зависимости от требований военно-воздушны сил той или иной страны. Как он работает на практике?

– Суть модульной конструкции заключается в возможности адаптировать базовую машину без кардинальных изменений. В конструкцию Checkmate на этапе проектирования заложена возможность создания двухместной и беспилотной машины. Это экономит стоимость разработки модификаций и, следовательно, снижает цену истребителей. Вторая составляющая модульного принципа — открытая архитектура. То есть, в зависимости от желания заказчика, на самолет может быть установлено бортовое оборудование различных производителей. Это одна из лучших мировых практик — к примеру, подобный принцип реализован на индийских Су-30МКИ и израильских модификациях F-16 и F-15, которые получили часть оборудования национальной разработки.

– Правда ли, что проектирование самолёта заняло всего год? Как удалось добиться таких рекордных сроков?

– При создании машины использовались отечественные суперкомпьютерные технологии. Это позволило выбрать и проверить оптимальные технические решения, определить конфигурацию и виртуально испытать самолет. Благодаря этому мы снижаем стоимость затрат на разработку, экономим время и возвращаемся к практике быстрого проектирования. Тем не менее, важно понимать, что самолету предстоит пройти через широкую программу испытаний, чтобы досконально проверить возможности машины, сделать ее совершеннее.

– Визуально Checkmate и Су-57 в определенной степени похожи. Много ли у машин много общего?

– Checkmate разработан на базе научно-технического задела, полученного при создании «старшего брата» — Су-57. Речь идет об унификации оборудования, элементов планера. То есть, нам не пришлось заново проводить многомиллионные ОКРы для создания новых составных частей — мы взяли лучшие из существующих сегодня и адаптировали их для нового борта. При этом каждому заказчику мы готовы предложить тот состав борта, который отвечает его потребностям и финансовым возможностям.

– Наличие одного двигателя традиционно вызывает споры специалистов о том, как это сказывается на надёжности самолёта. Может ли Checkmate развеять эти сомнения?

– Сегодня использование двух двигателей правильнее рассматривать с точки зрения боевых возможностей: больше дальность, боевая нагрузка. Однако для решения подавляющего числа задач эти возможности — с точки зрения критерия результат-стоимость — избыточны. Что же касается надежности, то она статистически сопоставима. Перед каждым вылетом современный самолет проходит полную компьютерную диагностику. Кроме того, на истребителе предусмотрены дополнительные системы, обеспечивающие безопасность даже при отказе двигателя. Таким образом, утверждения о низкой надежности однодвигательных самолетов — скорее, следствие предубеждения. При всем этом однодвигательная машина значительно экономичнее в эксплуатации.

– Каким машинам планируется отдавать предпочтение при серийном производстве — пилотируемым или беспилотным?

– Напомню: одно из ключевых преимуществ Checkmate — адаптация под заказчика. Это означает, что серийное производство будет распределяться в зависимости от заказов на ту или иную модификацию. Машины будут создаваться в широкой кооперации предприятий авиационного кластера «Ростеха».

– Из собственных вооружений Су-75 (помимо вооружения, предназначенного для решения поставленных задач — ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность») указывается только 30-мм пушка в подвесном контейнере. Не мало ли для самозащиты?

– Создание любой машины – всегда поиск компромисса и выбор наиболее рационального решения. Встроенная авиационная пушка предназначена для боя на минимальных дистанциях. Это последний аргумент в «собачей свалке» — ближнем воздушном бою. Однако, как показывает анализ последних конфликтов, чаще исход противостояние решают авиационные средства поражения. Отказавшись от штатной пушки, мы выиграли в полезной нагрузке и ряде других характеристик, которые сегодня выходят на первый план. Тем не менее, если того требует боевая обстановка, самолет может получить авиационную пушку в подвесном контейнере. Таким образом мы сделали машину более гибкой по отношению к театру военных действий. Кстати, подобным путем пошли и наши американские коллеги при создании F-35B и F-35C.

– Сообщается, что самолёт будет способен атаковать до 6 целей одновременно даже при сильных электронных помехах — благодаря радару с активной фазированной решёткой. Что это за радар?

– Радар с АФАР позволяет самолету одновременно сопровождать 30 воздушных целей и атаковать до 6 из них. И он действительно способен эффективно работать в условиях активных помех.

– Самолёт уже называют «летающим автоматом Калашникова» и «лёгкой конницей», упирая на его простоту и универсальность в решении «быстрых», оперативных задач. Так ли это?

– Checkmate действительно можно сравнить с легкой конницей. Самолет прост в подготовке к вылету: это значительно расширяет число аэродромов базирования, позволяет действовать гибко. Также у машины высокая скорость, она сможет быстро достигать нужного района, оперативно реагировать на меняющуюся боевую обстановку. Совместное использование «невидимок» Checkmate с тяжёлыми истребителями и БЛА поможет создать сбалансировано группировку для оптимального и эффективного решения поставленных задач.

Техническая справка:

Лёгкий тактический самолёт Checkmate, производства РФ.

Экипаж: 1-2 человека, либо беспилотный.

Максимальная бесфорсажная скорость: М=1,8.

Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8G

Практическая дальность: более 2800 км.

Длина разбега/пробега: 400~500 м (укороченная).

Взлетная масса: 18 тонн.

Практический потолок: 16500 м.

Вооружение

Боевая нагрузка: 7400 кг

Ракеты «воздух-воздух»: РВВ-СД и Р-77М, РВВ-МД (итого - до 5 ракет во внутренних отсеках)

Подвесной контейнер с 30 мм пушкой

Ракеты «воздух-поверхность»: К029БЭ, КАБ-500, К08БЭ (УПАБ-500Б-Э), КАБ-250 и КАД-250ЛГ-Э, Х-38, Х-59МК2, Х-58УШК (Э), Гром-Э1 и Гром-Э2