Экономика Турции находится в крайне тяжелом положении. Высокая, если не сказать запредельная, инфляция и перманентно дешевеющая национальная валюта, все это подрывает финансовую стабильность и крайне негативно сказывается на благосостоянии граждан.
Темпы роста ВВП Турции, правда, пока остаются достаточно высокими, поэтому говорить о самом нежелательном - стагфляционном сценарии - пока не приходится. Тем не менее, давление различных факторов может оказаться разрушительным.
Итак, Турция, для которой валютный хаос стал уже привычным атрибутом последних лет, вышла на новый виток валютного кризиса. Курс национальной валюты - лиры снижается настолько стремительно, что она прочно закрепилась на последнем месте в списке самых слабых валют в этом году.
Исторический минимум обновляется уже пять дней подряд, и только накануне местная валюта потеряла к доллару еще три процента, а в моменте падала даже сильнее - на 4 процента. С начала года лира обесценилась к американской валюте примерно на 40 процентов, то есть почти вдвое.
Причин сразу несколько. Это, безусловно, и политика ЦБ. Регулятор сейчас снижает ключевую ставку. Она составляет 16% и уже на 4 процентных пункта ниже инфляции, которая в свою очередь уже вплотную приблизилась к отметке в 20%. Но главное - конечно, структура экономики и высокие цены на энергоносители.
Турция, как известно, является чистым импортером, то есть ввозит больше, чем экспортирует. И чем выше цены на нефть, а это очень весомый кусок импорта, тем больше нагрузка на финансы страны, так как на покупку необходимых баррелей требуется все больше долларов.
И хотя Турция в последнее время нарастила экспорт, упомянутая выше закономерность никуда не исчезнет.
Согласно опросу Reuters, Центральный банк Турции, как ожидается, снизит ключевую ставку до 15% с 16% уже на этой неделе. Направление политики регулятора направлено на поддержание экономической активности, но вместе с тем, бьет по национальной валюте. Заседание центробанка намечено на четверг.
«Есть риски дальнейшего снижения ставки, а значит и риски полномасштабного кризиса платежного баланса», - считает Джейсон Тьюви, старший экономист по рынкам в Capital Economics.
Кроме того, в ноябре у турецких компаний и банков наступает срок расплаты по внешним займам - около 8 миллиардов долларов - вдвое больше, чем в октябре. А это значит, снова покупка валюты в больших объемах и, как следствие, давление на лиру.
Всего по оценке Bloomberg за последние два месяца года компаниям и банкам Турции нужно выплатить по долгам около 13-14 миллиардов долларов.
Из сложившейся ситуации можно извлечь определенную экономическую выгоду.
И лира, и рубль входят в список наиболее популярных валют валют развивающихся стран. В последние годы они даже имели определенную корреляцию, на что мы обращали внимание, например, в 2020 году. Однако сейчас все иначе.
Российская нацвалюта показывает одну из лучших динамик к доллару в этом году - на фоне бурного роста цен на углеводороды.
Иными словами, рубль по отношению к лире в этом году укрепился примерно на 35-40%, что делает его покупательную способность на территории Турции намного выше, чем в прошлом. И поскольку граждане России являются частыми гостями в различных городах Турции, могут позволить тратить больше.
Правда, учитывая темпы роста цен, а настолько высокая инфляция в Турции была лишь в 2018 году, курсовая разница может не поспевать за изменением цен на прилавках магазинов.