Счетная палата подсчитала потери бюджета от продажи нелегальных сигарет

25 ноября 2021, 01:00

Потери российского бюджета за последние пять лет от нелегального оборота табачной продукции составили почти 300 млрд рублей

из открытых источников
Читайте Monocle.ru в

Счетная палата заявила, что федеральный бюджет России в период с 2016 года до середины 2021-го потерял 295,6 млрд рублей из-за продаж нелегальной табачной продукции, сообщает РБК. По оценкам Счетной палаты, за последние пять лет доля нелегальной табачной продукции в России выросла почти в десять раз – с 1,1% до 10,7%, рынка.

По данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, только за девять месяцев 2021 года доля нелегальной табачной продукции в России составила 11,5%. В Новгородской и Псковской области доля контрафакта составляет около 45%, в Дагестане 43%, в Ростовской области 37,5% а в Чечне 30,8%.

Основную причину роста нелегальной табачной продукции Счетная палата находит в том, что в России ставки табачного акциза на 39–50% выше, чем в странах ЕАЭС. «Это вызвало недовольство как бизнеса, так и потребителей. На фоне повышения акцизов наблюдается рост доли нелегальной реализации табачной продукции», — сказал аудитор Андрей Батуркин, представляя отчет на коллегии Счетной палаты.

Наибольший объем дешевых сигарет завозится из Белоруссии, Казахстана, Армении и Кирзигии.

По мнению Счетной палаты, решить эту проблему может передача доходов от акцизов на сигареты в консолидированные бюджеты регионов. «Сейчас у них нет заинтересованности бороться за легальность своих рынков, где продаются сигареты, потому что весь акциз поступает в федеральный бюджет», – заявил Батуркин.

Акцизы на табачную продукцию приносят в российскую казну около 3% всех доходов федерального бюджета. По итогам 2021 года сумма поступлений от акциза составит около 710 млрд рублей. 

1 ноября «Эксперт» писал, что правительство утвердило стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на ближайшие пять лет. Для ее реализации сформирован комплексный план мероприятий, включающий мониторинг рынка во всех отраслях промышленности. Первой товарной категорией , попадающей под мониторинг, стала табачная продукция.