В период вынужденных локдаунов переход на удаленный формат работы для большинства компаний стал большим стрессом. Им пришлось в максимально короткие сроки обеспечить бесперебойную работу сотрудников, которые зачастую на домашнем компьютере ничего, кроме медиафайлов, не запускали. И если часть компаний смогла обойтись приложениями типа Zoom и WhatsApp в качестве платформ для коммуникации, то тем, кто нуждается в специальном программном обеспечении для работы над проектами, пришлось намного сложнее.
Далеко не все — как, собственно, и до сих пор — знали и знают о том, что подобные вопросы способна решить технология Virtual Desktop Infrastructure (VDI). По сути, это инфраструктура виртуальных рабочих столов, работающая на удаленном сервере. Пользователю, где бы территориально он ни находился, предоставляется возможность использовать необходимый набор программ и приложений, причем все данные защищены и хранятся на тех самых удаленных серверах.
На самом деле технологии VDI сервис-провайдеры начали предоставлять довольно давно, хотя они и не были широко распространены. И когда в период первого локдауна в 2020 году компании срочно стали перестраивать бизнес-процессы, спрос на VDI вырос, но он не был предметным: мало кто четко понимал, что нужно делать. Скорее, перед бизнесом просто стояла задача перевести сотрудников на удаленку, но не было понимания, как обеспечить качественную работу.
Для этого нужно было не просто посадить сотрудников дома у компьютеров, а научить их пользоваться удаленными рабочими столами, объяснить, что это такое, наладить постановку и отработку задач. С этим справлялись не все. В результате многие получили негативный опыт работы с VDI.
Пандемия продолжается до сих пор, но бизнес фактически адаптировался к ней. Соответственно и спрос на технологии стал более предметным, осознанным. Компании поняли, что удаленная работа — это новая норма жизни, и начали выстраивать бизнес-процессы, формировать конкретные запросы. «Задачей нашей компании как провайдера облачной инфраструктуры стало сориентировать их с точки зрения технологии, объяснить, как это работает, как улучшить процессы и выстроить оперативное взаимодействие», — рассказывает Иван Колегов, менеджер по продуктам Selectel.
В Selectel выделяют ряд преимуществ, которые предоставляет бизнесу VDI. В первую очередь это централизованное управление рабочими столами, которые требуют намного меньше ресурсов на обслуживание. Единый центр управления инфраструктурой позволяет централизованно устанавливать приложения и обновлять их, контролировать весь трафик и отслеживать действия пользователей. К тому же виртуальный рабочий стол нельзя потерять, украсть или сломать.
Ни для кого не секрет, что клиентская техника может отказать. На ноутбуке, в рабочем компьютере может вылететь плашка памяти, сломаться диск, из-за перебоя электросети может быть утеряно огромное количество информации. В случае с VDI даунтайм в течение нескольких минут никак не влияет на работу клиента. Виртуальная машина запускается на соседний вычислительный ресурс, и пользователи просто заходят обратно в свою сессию и продолжают работать.
Еще одно важное преимущество — информационная безопасность. Все данные хранятся в защищенном облаке в безопасном центре управления данными (ЦОД). Рабочим местам провайдер гарантирует безопасное подключение, а при возникновении подозрительной активности работа блокируется администратором.
Сокращение издержек на поддержание работы IT-оборудования также стимулирует бизнес использовать VDI. Если компания рассматривает внедрение VDI, у нее есть два варианта. Первый — развернуть систему на собственных мощностях, закупить технику, лицензии, ПО, нанять специалистов, которые будут все это обслуживать, администрировать, обновлять. Второй вариант, который подходит большинству, — обратиться к провайдеру, который предоставит готовую услугу.
В чем разница с точки зрения капитальных затрат? В первом случае очень велики капзатраты на старте, высока длительность подготовки техники и стоимость рабочей инфраструктуры. Риском может стать ситуация, когда технология и техника куплены, однако по какой-то причине они не работают. То есть деньги потрачены, а результата для компании нет.
Во втором же случае облачные решения дают возможность не нести капитальных затрат, компания платит лишь за использование конкретного количества рабочих столов, которые полностью обслуживает провайдер. Бизнесу не надо вкладывать миллионы рублей в покупку оборудования и ПО. Ей проще масштабироваться, увеличивать штат сотрудников.
Если, например, в компанию пришли 20‒30 новых сотрудников, оформляется заявка провайдеру, а он оперативно создает нужное количество рабочих мест, что занимает около часа. Кроме того, в любой момент можно изменить конфигурацию конкретного рабочего места под текущие задачи сотрудника и команды, что позволяет перераспределять мощности, вместо того чтобы закупать новые.
Еще одно существенное преимущество платформы — модель оплаты Pay-as-you-go. Благодаря ей заказчики получают возможность использовать решение только во время выполнения проекта и перейти с модели затрат CapEx на OpEx, сократив единоразовые капитальные расходы на покупку дорогостоящего оборудования.
Дополнительным бонусом для бизнеса при использовании системы также стала возможность нанимать сотрудников из регионов. В целом рынок сейчас очень жесткий, найти профессионалов за адекватные деньги тяжело, особенно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. VDI позволяет нанимать сотрудников из других городов и даже стран и предоставлять им доступ к удаленному рабочему столу. Это также избавляет бизнес от необходимости покупать дорогостоящую технику и отправлять ее нужным сотрудникам в другие города.
Профиль компаний, со стороны которых существует спрос на VDI, достаточно большой. Во-первых, это очень удобно распространенным сегодня колл-центрам, в том числе аутсорсинговым. Заинтересован в виртуальных рабочих столах и бизнес, где работа выстроена посменно, когда одно рабочее место используют несколько человек. Они без проблем сменяют друг друга и продолжают работать. Пандемия сделала популярными образовательные платформы и в целом процесс удаленного обучения. VDI позволяет не только общаться, но и создавать тестовые стенды, проводить тестирование, внедрять новые обучающие технологии.
Пожалуй, эта технология хорошо подходит строительным и проектным компаниям, дизайн-бюро. Далеко не все могут позволить себе иметь дома дорогостоящие и производительные компьютеры. VDI позволяет со стандартного рабочего места тянуть тяжелую рабочую нагрузку, которая требует графических ускорителей.
В целом, отмечают в Selectel, за счет удорожания техники и ПО, а также увеличения срока поставки оборудования в последнее время виден большой спрос со стороны застройщиков на такие услуги. Сегодня строительная отрасль бурно развивается, вводится много объектов. Соответственно, растет количество сотрудников в штате девелоперов. Покупать каждому производительный ноутбук, обновлять его тяжело и дорого. Поэтому они все чаще смотрят в сторону VDI-решений, которые дают им несколько преимуществ, в числе которых предоставление GPU-виртуализации.
В качестве примера можно привести достаточно масштабный кейс компании «ПИК-Проект». Еще в «доковидном» 2018 году у девелопера на удаленке работало порядка 300 проектировщиков 30 различных специальностей, причем требования к софту были абсолютно разными. Понятно, что поддерживать необходимое ПО на домашнем компьютере было крайне тяжело, а обеспечить доставку на дом специального оборудования в таком объеме непросто.
В апреле 2020 года Selectel предложил компании «ПИК-Проект» увеличить ресурсы и предоставил гибкие условия лицензирования VMware для облачной системы VMware Horizon®. Благодаря этому «ПИК-Проект» увеличил размер облака в два раза в течение месяца, а количество удаленных рабочих мест выросло на тысячу. «Благодаря технологии VDI у сотрудника может быть самый простой лэптоп, но, подключаясь к VDI, он получает весь необходимый софт и необходимую производительность для работы», — рассказывают в компании.
В период локдауна спрос на VDI вырос в разы, рассказывают в Selectel. Более того, по оценке компании, только за последний месяц в десять раз выросло число клиентов, которые запрашивают технологию. Тем не менее все больше и больше компаний будут рассматривать возможность использования VDI. Эти тенденции видны как в секторе B2B, так и B2C.
Причем если раньше спрос на VDI формировали в основном крупные игроки, в будущем все меньшие компании станут рассматривать такой сервис и в первую очередь арендную схему, ведь она намного выгоднее и по стоимости, и по уровню сервиса. Более того, в перспективе подобная технология все чаще будет использоваться с вариативной оплатой, например за несколько часов, когда пользователю нужно выполнить небольшую работу, не занимающую много времени, но требующую специального ПО.
Для провайдеров становится актуальным предоставлять не только VDI, но и дополнительные сервисы, которые могут понадобиться клиенту в будущем. «Уже сегодня у нас большой набор облачных решений, позволяющих бизнесу отказаться от капитальных затрат на собственную IT-инфраструктуру и обеспечить ее высокую производительность. Мы готовы предоставлять комплексные услуги, чтобы покрыть все задачи, стоящие перед бизнесом наших клиентов», — подчеркивают в Selectel.