«Газель NN»: вкусовые ощущения

Дмитрий Машенских
корреспондент Monocle.ru
29 ноября 2021, 12:24

Новая газовская модель вышла за контур «просто автомобиля», став тем самым еще более практичным решением. В том числе для задач, которые прежде выглядели почти нерешаемыми, во всяком случае столь комплексно, например, в сфере общепита. Это последствие реализации общей идеи автомобиля-экосистемы

azgaz.ru

Хрусталь мечты, не кантовать

С десяток лет назад мною владела идея-фикс: открыть свое собственное кафе на колесах. В сфере ресторанного бизнеса определенный опыт работы был, поэтому основные преимущества и недостатки организации места общественного питания осознавались достаточно чётко. А сама идея передвижного кафе казалась «фишкой», которая при всех прочих гарантировано давала ощутимые очки в соревновании со статичными конкурентами.

Мне ясно виделись явные плюсы подобного начинания. Во-первых, мне однозначно не придется тратить тучу денег на покупку помещения. И уж тем более не придется вносить регулярный и также немалый оброк за арендуемые площади, завися при этом от прихотей и коммерческих аппетитов арендодателя. Здесь же одноразовое вложение денежных средств в покупку подходящего для моих целей автотранспорта разом избавляло от подобных сложностей, при этом не слишком било по карману.

Вторым явным достоинством подобного ноу-хау виделась возможность использования авто-кафе для подсобных целей. Поездка за продуктами на оптовый рынок, закупка необходимого оборудования, приобретение чего-либо необходимого для успешного развития бизнеса — для всего этого может служить само авто-кафе, выполняя функции непосредственно транспорта. Что разом, как я справедливо полагал, исключало неизбежность поиска для этих целей стороннего перевозчика.

И, наконец, третьим очевидным «за» служила сама оригинальность идеи. В пору моих «ресторанных» мечтаний подобную задумку даже в Москве не воплощал ещё никто. «И напрасно!», — думал я, поражаясь, почему мысль не тянуть клиентов к себе, а самому приезжать к ним, не пришла никому в голову ранее, и заранее потирая руки в ожидании будущих барышей.

Дорого да мило, дешево да гнило

Идея на самом деле казалась неплохой и многообещающей. Но при всех очевидных плюсах, как любая идея, особенно коммерческая, она имела и огромный минус, очевидность которого изначально как раз не бралась мною в расчет. А именно: отсутствие подходящего автотранспорта для воплощения в жизнь столь нетривиального начинания. Точнее сказать, варианты решить эту проблему, в принципе, были, но каждый из них, при ближайшем рассмотрении, оказался неприемлемым.

Замысел предполагал создание небольшого, но уютного кафе на колесах, торгующего пищей, большей частью, «на вынос». И для этого, по здравому разумению,  идеально подходил т. н. фудтрак — автофургон, специально оборудованный для подобных целей. Но обрести именно такое авто и стало проблемой.

На мировом рынке, к слову сказать, фудтраки прижились уже давно. История существования такой формы заведений общепита уходит корнями аж в 19 век, когда американец Чарльз Гуднайт соорудил столовую из старого армейского фургона. Гуднайт установил в фургоне бочку с водой, развесил по стенам полки и кухонную утварь, сделал запас продуктов и дров, начал бизнес, и, как говорят в Одессе, имел уважение. Менее чем через 15 лет в США началось массовое производство фудтраков, которые были уже оснащены холодильниками, раковинами, кухонными плитами.  Сам легендарный Генри Форд приложил руку к модификации фудтрака, ибо именно он, в бытность инженером в компании не менее легендарного Эдисона, додумался оборудовать кафе на колесах электричеством, позволив им работать круглосуточно.

Но наибольшую популярность фудтраки приобрели в 2012 году, когда они стали конструироваться на базе американских трейлеров Airstream, оснащаясь полным набором необходимого оборудования. Каждый фудтрак должен иметь минимальное стандартное оснащение: кухонную печь, холодильник, фритюрницу, весы, кофе-машину, фасовочную станцию, гриль и мойку. Плюс, разумеется, источник питания, для всей вышеназванной техники. Airstream всем этим набором, конечно обладал, и по здравому разумению ничего лучше него было и не найти. Но...

Кусалась цена. Даже подержанный автофургон названной марки стоил на рынке под миллион рублей, а цена на новый была в два-три раза выше. На тот момент за подобные деньги можно было купить квартиру, где-нибудь не очень далеко от столицы, или коттедж, в той же местности. Разумеется, не смотря на привлекательность Airstream, вложить в начале стартапа миллионы только в покупку авто мне было не по карману. И от идеи приобрести готовый оборудованный фудтрак пришлось отказаться.

Оставался второй вариант: купить отечественный транспорт. Но автомобиля, изначально оснащённого всем необходимым для приготовления и хранения еды, а также торговли ею, 10 лет  назад в России не существовало. Поэтому неизбежна была переделка купленного микроавтобуса или автобуса малой формы для нужд своего пищевого бизнеса. Представив себе технические подробности подобной переделки, а также их стоимость, я постепенно начал склоняться к мысли о том, что моя идея-фикс — мертворождённая, и лучшее что можно сделать — забыть ее как несбыточный сон.

И в самом деле, качественно оборудовать не приспособленный для упомянутых выше нужд автотранспорт, как мне после долгих размышлений стало понятно, практически невозможно. И слово «качественно» здесь — главное. «Конечно, можно силами народных умельцев постараться переделать какой-нибудь отечественный микроавтобус в подобие фудтрака, но сколько подобная кустарщина оставит мне шансов в борьбе с конкурентами?» — печально думал я. И не обернется ли мое переделанное детище несмешной пародией на приснопамятный фургон Чарльза Гуднайта, заставив навсегда распрощаться не только с мечтой о прибыли, но и с вложенными деньгами?

Это время пришло

В общем, хрустальная мечта моего детства, как сказал бы небезызвестный и тоже не чуждый автомобилизации Остап, так и не воплотилась ни во что путное. Столкнувшись с означенными сложностями, я так и не рискнул попытаться реализовать свой авто-проект, и как сейчас понимается, не зря. Ибо тогда ещё не пришло время воплощать подобные идеи в России. А пришло это время, как выяснилось, сейчас.

Дело в том, что еще несколько лет назад Горьковский автозавод, первым в России, начал производить полноценные фудтраки, на базе своего автомобиля «ГАЗель NEXT». В то время на заводе началось обновление модельного ряда, инициированное промышленником Олегом Дерипаской. Он задался целью придать машинам максимально широкий функционал, и одним из итогов этой деятельности и стало появление первого отечественного фудтрака.

Естественно, полезная и выигрышная идея получила закономерное развитие, благодаря чему сегодня ГАЗ выпускает свой фудтрак для мобильной торговли в нескольких базовых комплектациях, на основе которых изготавливаются 1000 (тысяча, Карл!) модификаций, под потребности каждого конкретного бизнес-направления. Тут и автомагазины, и машины для организации кейтеринга, и классические фудтраки, включая, разумеется, столь уважаемое лично мною авто-кафе.

Пожалуй, вершиной данного автомобильного творчества стал фудтрак, выпускаемый нынче на базе автомобиля «Газель NN». Сам этот автомобиль, созданный на цифровой платформе, был запущена в серийное производство в мае нынешнего года. Последующее развитие модельного ряда уже через полгода привело к созданию даже не просто кафе на колесах, а полноценного передвижного ресторана.

Для организации общепита на колесах, у «Газели NN» имеется самый обширный набор инструментов. Здесь есть холодильные столы, угольная печь, СВЧ-печь, фритюрница. Клиент хочет кофе? Кофе-машина приготовит его быстро и вкусным. Жареные тосты к кофе? Нет проблем, тостер уже их сделал. Заказали горячие блюда? Профессиональная жарочная поверхность позволит  изготовить их в требуемом покупателями количестве. И в кафе не душно — мощная вытяжка избавит клиентов от запахов кухни, создаст комфортные условия для приема пищи.  
 Ко всему прочему, фудтрак ГАЗа оборудован, разумеется, автономными системами электроснабжения и отопления. Это значит, что в любое время суток, и при любых погодных условиях такие передвижные кафе будут продолжать обслуживать проголодавшуюся клиентуру, множа прибыль их владельцев. И это не говоря уже о прочих преимуществах, например социального характера, принимая во внимание сложившиеся ныне условия ведения пищевого, да и не только, бизнеса. Очевидный тренд на развитие мобильных форматов торговли и питания, волей-неволей заставляет лишний раз убедиться в удобстве фудтрака как способа построения бизнеса.

Судите сами. При подобной форме торговли продуктами питания существенно снижается частота посещения продовольственных магазинов, что  приводит к минимизации скопления населения в торговых залах. Как снижаются и контакты большого количества покупателей с товаром, оборудованием и другими покупателями. А если (и когда) необходимо произвести дезинфекцию кафе, то оно может отправиться на нее своим ходом, уехав с непосредственного места торговли.

А уж при проведении каких-либо событийных мероприятий фудтрак точно будет востребован. Полностью автономный, мобильный, он впишется в самые разнообразные форматы праздненств, фестивалей и прочего подобного. При этом, что самое незаменимое, площадку для торговли можно выбрать самостоятельно. Фестиваль на ВДНХ? Едем туда! Праздник в Сокольниках? А мы уже здесь, подходим, угощаемся! Завтра будет концерт на Воробьевых горах? Мы конечно там будем, привезя музыкальным фанатам разные вкусности. Там где многолюдно и весело - там и мы, кафе открыто, подходите!

Хорошим примером могут служить не столь давние и запомнившиеся многим события. Чемпионат мира по футболу, который Россия принимала в 2018 году, помимо прочего, ознаменовался ещё и успешной реализацией проекта «Гастрономическая карта России», воплощённого как раз при участии газовских фудтраков, тогда ещё — автомобилей «Газель NEXT». Передвижные рестораны этой марки приехали в 11 российских городов, где проходило мировое футбольное первенство. В итоге получились настоящие гастрономические фестивали, причём в каждом городе они прошли в местных кулинарных традициях.

Умнее умного

Словом, «газовский» фудтрак — отличный способ развития собственного дела. При условии, что для защиты от вандализма и случайных событий можно воспользоваться страховым полюсом КАСКО, знакомом каждому автовладельцу. А приобретение самого автомобиля и организацию с его помощью полноценной торговой точки можно произвести по специальным программам для транспорта, где есть и кредит, и лизинг, и специальные условия. «Красота!», — размышлял я, осознавая все эти перспективы. Но настоящая красота, как выяснилось, была ещё впереди.

Дело в том, что «Газель NN», как выяснилось, не просто транспортное средство. Это ещё и экосистема всевозможных «умных» сервисов, предназначенных для успешности коммерческого дела. Сервис «бизнес-решений», помогающий выбрать подходящий бизнес и оказывающий необходимую помощь на начальном этапе, уже сам по себе является незаменимым помощником в любом подобном стартапе. Экосистема также будет производить мониторинг ежедневного использования автомобиля, управлять расходами на топливо, ремонт, обновления и тому подобное, разработает индивидуальный график технического сервисного обслуживания. Вишенкой на торте является ее, системы, возможность отслеживать в режиме онлайн все основные параметры, влияющие на бизнес-процессы.

Плюс данная экосистема «Газели NN» расширяет само понятие мобильности. Автомобиль можно отремонтировать в любом регионе, при возникновении внештатных ситуаций можно воспользоваться картой РАП, получить экстренную помощь или подменный автомобиль. Никаких задержек для бизнеса, никакого выпадения из жизни. «Mobilis in mobile», «подвижный в подвижном» - это вполне может считаться лозунгом совместной деятельности человека и ГАЗовской экосистемы.

Да уж, размышлял я, когда все эти возможности «умных» сервисов встали в полный рост. Но тут же пришла мысль: хорошо, это сегодня, а — завтра? Современные технологии ныне шагают так широко, что в погоне за ними можно штаны порвать. Не покупать же каждый раз новый автомобиль, гонясь за все новыми техническими новинками? А не гонясь за ними не успеешь и за конкурентами, бизнес — штука динамичная. Как выяснилось, подобные опасения здесь не имеют места.

Вот как прокомментировали дополнительные возможности «Газели NN» её создатели: «Новая электронная архитектура автомобиля уже сейчас позволяет устанавливать новые интеллектуальные системы безопасности и активные системы помощи водителю, обеспечивая возможность существенного расширения экосистемы цифровых клиентских сервисов на всех этапах жизненного цикла, и создавая потенциал для развития беспилотного автомобиля».

Беспилотный ресторан на колесах! Да одного этого названия будет достаточно для того, чтобы в такой фудтрак заглянул даже человек, только что грузно вставший из-за банкетного стола! «Круто придумано, ничего не скажешь», - так примерно думал я, переваривая все эти новости. И, честно сказать, о конструктивных особенностях машины спросил, уже заранее будучи уверен, что и здесь будет повод воскликнуть «Ничеси!». Да так и оказалось.

Симфония «Газель NN»

Как выяснилось, создатели данного колесного чуда внесли в конструкцию «Газель NN» ни много ни мало, а целых 56 конструктивных и технологических изменений. Тут стоит вновь предоставить слово самому ГАЗу, которому сподручнее рассказать о данных «примочках», тем более, что данная сухая техническая выкладка для всех автолюбителей прозвучит как музыка.

«56 конструктивных и технологических изменений, направленных на повышение надёжности и безотказности ключевых узлов и агрегатов автомобиля. Среди них: новая 6МКПП (ресурс — 300 000 км, увеличен момент — до 450 Н*м), двигатель Cummins ISF 2,8., задний мост типа "Спайсер", дисковые тормоза на всех колесах (для ABS и ESP), значительное сокращение неравномерного износа шин, замена рычага стояночного тормоза, бесключевой запуск двигателя и брелок дистанционного управления, новая панель приборов, усиленное сцепление для более эффективного использования двигателя на максимальных оборота», — примерно так звучит первая часть этой авто-симфонии, озвученная представителями ГАЗа.

Вторая часть впечатляет не менее. «Среди систем помощи водителю стоит указать: электронную систему динамической стабилизации (ESP), антипробуксовочную систему (ASR), ассистент дотормаживания (BAS), систему помощи при трогании на подъеме (HSA), электронное распределение тормозных усилий (EBD), мощные светодиодные фары (2000 люкс), а также зеркала заднего вида с подогревом, круговым обзором и повторителями указателей поворота,. Плюс новая обшивка кабины и новая приборная панель, включающая в себя 25 функциональных мест хранения и 8 мест подключения мобильных устройств».

У этой симфонии, как классической симфонии и положено, есть и третья и четвертые части. Но отвлекаясь от чисто технических вещей хочется сказать и о внешнем виде «Газели NN». Это и правда красавец-автомобиль! Силуэт его лаконичен и строг, линии кузова динамичны, а оптика - выразительна. Все это вкупе создает технологичный образ современного автомобиля, обладающего и яркой индивидуальностью, и сильным характером, и интеллектом. Такой автомобиль не уступит по красоте и дизайну лучшим зарубежным аналогам, хоть ставь их рядом. А если сюда добавить ещё и низкую стоимость владения подобным красавцем, то и ставить не надо, выбор понятен.

Словом, стоит признать: на сей раз на ГАЗе создали не просто современный автомобиль для бизнеса, а уже готовое бизнес-решение, где автомобиль является средством реализации коммерческой идеи. Жаль, самому мне видимо не придется уже стать бизнесменом... Хотя теперь, когда есть «Газель NN», возможны разные чудеса.