В ЦБ объяснили, как противостоять банкирам, навязывающим допуслуги

30 ноября 2021, 12:24

Большинство обращений, поступающих в Центробанк от россиян, связаны с деятельностью банков. Регулятор вводит требования, которые запрещают кредитным организациям навязывать нефинансовые продукты: страхование и различные подписки, но и сами клиенты должны не расслабляться и требовать четких разъяснений при подписании договора. Об этом в интервью kp.ru рассказал руководитель Службы по защите прав потребителей Банка России Михаил Мамута.

из открытых источников
Читайте Monocle.ru в

«Чтобы справиться с проблемой навязывания, мы двигаемся с двух сторон. С одной стороны, ввели требования, которые запрещают банкам так называемые предпроданные услуги. Это когда в договоре сразу стоят галочки, что ты вместе с кредитом купил еще — раз, два, три, четыре. Такое часто бывало, что они уже были проставлены. С 30 декабря это станет незаконным. За исключением случаев, когда это обязательная страховка по закону (например, защита имущества при ипотеке). Вторая норма, которая в это же время вступает в силу, — сквозной период охлаждения», — сообщил Мамута.

Он пояснил, что сейчас есть возможность отказаться от ненужного полиса добровольного страхования в течение 14 дней. Причем, вернуть нефинансовые продукты можно не только их «владельцу», но и в банк, который их продал. 

Сейчас ЦБ готовит законопроект, который обяжет банки включать в расчет все допуслуги, связанные с получением кредита, которые оформляются вместе или «около» кредитного договора. Кроме того, по словам Мамута, будет расширен период охлаждения. Обычно человек понимает, что он переплачивает, когда наступает срок платить, поэтому срок возврата ненужных услуг хотят увеличить до пяти дней после первого платежа.

Специалист подчеркнул, что банк не вправе ничего навязывать клиенту при выдаче займа. Кредит можно получить без страховки и без подписки на телемедицину. На все уговоры заемщик должен просто ответить, что хочет исключительно кредит и попросить рассчитать его без всех дополнительных услуг.

Как писал «Эсперт», ранее первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов призвал участников рынка «не стесняться» и сообщать регулятору о случаях так называемого мисселинга — недобросовестных практик продаж ценных бумаг и введения потребителей в заблуждение относительно свойств финансового продукта. В ЦБ РФ поступают тысячи обращений от клиентов различных финансовых организаций, которые жалуются, сталкиваясь с менее высокой, чем обещалось, доходностью, с дополнительными условиями, затратами, о которых заранее не были оповещены.