Торги последнего ноябрьского дня оказались для рынка нефти более чем нервными. Сыграли свою роль распространение нового штамма коронавируса, из-за чего ряд стран уже закрыл границы, и ожидание заседания ОПЕК+, которой так или иначе придется реагировать на сложившуюся ситуацию.
В результате стоимость январских фьючерсов на Brent к вечеру вторника упала на 3,16%, до 71,12 доллара за баррель. При этом, пишет Finmarket, в определенный момент цена сорта достигла минимума за 12 недель, доходя до 70,51 доллара за баррель. Цена фьючерсов на WTI на январь тоже снизились — на 2,86%, до 67,95 доллара за баррель.
В среду утром инвесторы поняли, что они с такими распродажами погорячились: данные Американского института нефти (API), опубликованные во вторник, указали, что запасы в США за минувшую неделю сократились на 747 тыс. баррелей. К тому же, в ожидании заседания ОПЕК+ на рынке появились мнения, что из-за проблем с поставками сырья картель может остановить наращивание добычи.
В результате утром 1 декабря стоимость февральских фьючерсов на нефть Brent выросла на 2,07%, до 71,30 доллара за баррель. Цена фьючерсов на нефть WTI на январь подорожала на 2,63%, до 67,92 доллара за баррель.
Посмотрим, что скажут завтра
Рынок нефти в последние две недели отличается повышенной турбулентностью, отмечает аналитик товарных рынков отдела глобальных исследований компании «Открытие Брокер» («Открытие Инвестиции») Оксана Лукичева. За ноябрь цены за баррель опустились на 15 долларов — от максимума по Вrent 86 долларов до 71. В момент же наибольших распродаж рынок уходил ниже 69 долларов за баррель.
Произошло несколько событий, способствовавших падению цен, отмечает эксперт. США и группа потребителей организовали сброс нефти из стратегических резервов. Фактические объёмы продаж невелики, но эти действия были подкреплены паникой по поводу открытия нового штамма коронавируса «омикрон» и разговорами о его устойчивости к существующим вакцинам. Это привело к резкому закрытию позиций и уходу инвесторов из рисковых активов и с рынка нефти — в ожидании возобновления карантинов и остановки перелётов.
Новость о новом штамме наложилась на приближающийся первый квартал, когда сезонно спрос обычно снижается, добавляет Лукичева. ОПЕК+ ожидала избытка нефти в конце года и не форсировала увеличение добычи. В результате избыток нефти на мировом рынке может ещё больше возрасти. Технический комитет ОПЕК+ состоится сегодня, а завтра, 2 декабря, будет озвучено решение о дальнейшей добыче от министерского совета организации.
Рынок ожидает, что ОПЕК+ не станет в январе расширять добычу на установленные 400 тыс. баррелей в сутки. Однако решение пока не принято. Это пока поддерживает цены на нефть, и на рынке наблюдается небольшая коррекция вверх. Результат встречи ОПЕК+ 2 декабря определит дальнейшую динамику рынка, заключает аналитик.
Пауэлл добавил игре на ценах азарта
1 декабря цены на нефть на утренних торгах демонстрируют серьезный отскок, констатирует старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман. Первичным триггером для распродаж, которые коснулись не только рынка нефти, но и фондовых площадок, стало интервью инсайдера фармацевтической отрасли изданию Financial Times, в котором руководитель производителя лекарств Moderna Стефан Бансель высказал сомнения в уровне эффективности существующих вакцин против «омикрон»-штамма COVID-19.
«Я думаю, что это будет существенное падение. Я просто не знаю, на сколько, потому что нам нужно дождаться данных. Но все ученые, с которыми я говорил... сказали: не будет ничего хорошего», — сказал Бансель.
После утренней публикации его слов, к обеду вторника цены на нефть падали на 5%, фьючерс на индекс широкого рынка S&P 500 снижался на 1,5%. И в тот момент, когда казалось, что хуже уже быть не может, переизбранный глава ФРС Джером Пауэлл, как человек, тонко чувствующий политическую конъюнктуру, решил, что пора переметнуться в стан «ястребов» и возглавить поход против угнетающей простых американцев рекордно высокой инфляции, говорит Розман.
Пауэлл, выступая в банковском комитете сената США во вторник, 30 ноября, призвал отказаться от формулировки «временная» в отношении высокой инфляции в США и предупредил рынки о том, что на следующем заседании ФРС, которое пройдет 14-15 декабря, регулятор рассмотрит вопрос об ускорении процесса сворачивания программы покупки облигаций и ипотечных бумаг объемом 105 млрд долларов в месяц.
Сразу после «ястребиного» заявления Пауэлла, которое на фоне неопределенности из-за «омикрон»-штамма, выглядит особенно опасно и для будущего мировой экономики, и для спроса на энергоносители, индекс широкого рынка S&P 500 расширил дневное снижение до 2,1%, а падение цен на нефть достигло впечатляющих 8,5%.
Как отмечает Александр Розман, цены на нефть с 25 октября уже упали на 21,8%, достигнув очень сильного уровня поддержки 69-70 долларов за баррель Brent, пробить который, без большой серии «закрытий» крупных потребителей сырья будет очень сложно. К тому же, история с новым штаммом локально уже отыграна: рынки поняли что это потенциально опасная разновидность COVID-19, но на сколько именно — станет понятно через полторы-две недели.
Поэтому, считает эксперт, пора начинать говорить о том, что цены на нефть формируют основание для разворота. По крайне мере, для локального отскока с ближайшими целями в районе 73-74 долларов за баррель Brent. Кстати, и инициатива — после череды ударов со стороны товарных интервенций США, появления «омикрона» и действий ФРС — теперь оказывается у ОПЕК+. Крупнейшие производители нефти выдержали паузу, дождались пока цены достигнут сильных уровней поддержки и теперь для них складывается самый подходящий момент, чтобы нанести ответный удар.
Собственно, тут все и решится, полагает Розман. Если ОПЕК+ продолжит игру на повышение цен — а другого варианта у них просто нет, — то заморозка объема добычи на ноябрьском уровне толкнет нефтяные котировки сначала к 73-74 долларов за баррель Brent, а затем и к более высоким значениям. В текущих условиях такой сценарий можно назвать базовым.
Если же ОПЕК+ пойдет на попятную и прогнется под требования США, увеличив добычу в декабре 2021 года на 400 тыс. б/с, то следующего теста без поддержки экспортеров уровень 69-70 долларов за баррель Brent может просто не выдержать. Тогда, при пробое этой важной поддержки, базовым станет сценарий более глубокого снижения — к 60-62 долларам за баррель.