Во время приветственных речей (той части саммита которая оказалась доступна для прессы) Путин называл Си «дорогим другом» - что и неудивительно, поскольку у России и Китая множество общих или частично совпадающих интересов, а значит сотрудничество крайне выгодно обеим странам. Не только в экономике (где товарооборот за 11 месяцев 2021 года уже превысил показатели допандемийного 2019 года и составил 123 миллиарда долларов), но и в области обороны и высоких технологий. Россия помогает строить в Китае АЭС, у сторон общие проекты в космосе (в частности, подписан меморандум о взаимопонимании относительно постройки научной станции на Луне). Товарищ Си же приветствовал Путина как «старого друга» - ведь нынешние их переговоры были уже 37-е по счету с момента прихода Си на пост председателя КНР в начале 2013 года.
И эти 37-е переговоры оказались успешными. Из того, о чем сообщили журналистам, стороны договорились о сотрудничестве в финансовой сфере. «Особое внимание было уделено необходимости активизации усилий по формированию независимой финансовой структуры для обслуживания торговых операций России и Китая. Имеется в виду создать такую инфраструктуру, на которую не смогли бы влиять третьи страны», - заявил помощник президента РФ Юрий Ушаков. Однако, при всей важности этого момента, куда более интересным является то, что осталось пока вне поля зрения прессы.
Очевидно, что самой главной темой саммита стали все-таки перспективы отношений в 2022 в рамках не столько двусторонней, сколько глобальной повестки.
Потенциал для этого сотрудничества огромен – во многом благодаря политике США в отношении РФ и КНР. Как верно отмечает Financial Times, отношения двух стран с Западом находятся на самой низшей точке с момента окончания холодной войны. Против России вот уже 7 лет ведут новую холодную войну, а Китай с 2018 года позиционируется американцами как главный противник. В результате против Поднебесной тоже разворачивается самая настоящая холодная война. Причем методы ведения обеих войн одинаковые. Демонизация России и Китая при помощи западных СМИ, спекуляции вокруг прав человека (представителей российской оппозиции, а также жителей китайских Гонконга и Синьцзяна), затягивание государств в боевые действия (Россию на Украине, Китай – против Тайваня).
Неудивительно, что СМИ РФ и КНР регулярно пишут о том, что сам Байден велел Москве и Пекину объединяться для борьбы с американским давлением. «Стремление сдерживать одновременно Китай и Россию – это чистой воды заносчивость. Да, у США есть преимущество в силе, однако они не могут сокрушить ни Китай, ни Россию. Стратегическое столкновение с любой из этих стран повлечет за собой неприемлемый ущерб для Соединённых Штатов. А момент, когда Китай и Россия возьмутся за руки, станет для Америки кошмаром», - говорится в редакционной статье китайской официальной The Global Times. Сам товарищ Си уже предложил взяться за руки для отстаивания национальных интересов. «В настоящее время под предлогом "демократии" и "прав человека" отдельные силы в мире произвольно вмешиваются во внутренние дела Китая и России, грубо попирая международное право и общепризнанные нормы международных отношений, - заявил китайский лидер. – Китай и Россия должны предпринимать больше совместных действий для обеспечения более эффективной защиты интересов безопасности обеих сторон».
Для Си это успех этого сотрудничества очень важен – ему вообще сейчас очень нужны успехи. Осенью 2022 года в КНР пройдет исторический съезд партии, на котором товарища Си должны будут переизбирать на третий срок, чего не было со времен Мао Цзедуна - преемник Великого Кормчего Дэн Сяопин установил четкую традицию двух сроков и смены всего руководящего состава Китая каждые 10 лет. Поэтому Си должен доказать, что он достоин третьего срока.
Но вот нужно ли это сотрудничество России? Некоторые эксперты считают, что нет. Утверждают, что Китай – ненадежный партнер. Правда, аргументы в поддержку этой теории выглядят достаточно слабо. Да, Китай всячески пытается принудить Москву таскать для него каштаны из политического огня и часто не присоединяется к вето РФ в Совбезе – однако этот недостаток вполне подлежит исправлению. Да, Китай не стремился инвестировать деньги в Россию, - но, во-первых, большое спасибо за это нужно сказать российским региональным чиновникам и губернаторам, не стремящимся привлекать китайские инвестиции. Бизнесмены из КНР в последние допандемийные годы регулярно жаловались, что местные власти не создают условия для инвесторов (прежде всего инфраструктурные), а также чуть ли не саботируют совместные решения лидеров двух стран. Во-вторых, ситуация уже изменилась и Китай, по некоторым данным, уже в ближайшее время может стать главным инвестором в российскую экономику. «Российско-китайские отношения сейчас лучшие за всю нашу историю», - уверяет замминистра иностранных дел КНР Ле Юйчен. И, по мнению известного российского китаиста Юрия Тавровского (слова которого приводят китайские журналисты), между Россией и Китаем нет противоречий – есть лишь непонимание, которое периодически возникает у деловых партнеров.
И если какие-то разногласия остались, то у сторон в самое ближайшее время будет шанс их снять. На 38-й встрече, которая пройдет в феврале в Пекине.
Напомним, что за весь период пандемии Путин выезжал из страны лишь на два важнейших саммита. В июне на переговоры с Байденом в Женеве (где нужно было решать важнейшую задачу по заморозке эскалации в российско-американских отношениях), а также в начале декабря в Нью-Дели, где нужно было разрешить противоречия в двусторонних российско-индийских отношениях. В феврале же он поедет в Пекин, на открытие Олимпийских игр. Да, отчасти потому, что это нужно самому Путину – Игры дают возможность российскому президенту «на полях» пообщаться с огромным количеством различных лидеров. Но в то же время российский президент оказывает своего рода услугу товарищу Си – после объявленного американцами бойкота Игр китайскому лидеру важно показать, что в изоляции оказывается не он, а сами бойкотирующие (список которых пока пополнили Австралия с Великобританией и Канадой). А значит на Играх должны присутствовать ведущие лидеры мира – и, прежде всего, «старый друг» Владимир Путин.