«Качественному учету дебиторской задолженности поможет внедрение единого реестра должников федерального бюджета. Ситуация, когда есть организация, которая имеет долги перед федеральным бюджетом и при этом продолжает получать субсидии, допускаться до госзакупок и иметь прочие формы поддержки, не совсем корректная. Поэтому здесь у нас должен быть соблюден баланс интересов», – отметил аудитор СП Андрей Батуркин.
По данным контрольного ведомства, объем дебиторской задолженности бюджета РФ с 2015 года постоянно увеличивался, составив в 2020 году 2,6 трлн рублей, что на 37% выше уровня пятилетней давности. При этом управление долгами велось за счет их списания с балансового учета, а не за счет мер по своевременному взысканию и предупреждению, отметили аудиторы.
Такая ситуация сложилась, в том числе из-за несовершенств нормативной базы по управлению дебиторской задолженностью, а также из-за формального отношения органов власти к принятию дорожных карт по ликвидации долгов, считают в СП.
Директор Департамента доходов министерства финансов Елена Лебединская, присутствовавшая на коллегии, поддержала предложение по созданию реестра. С учетом «общего улучшения цифровизации и оцифровки», в том числе по плательщикам, перспективы у этого проекта есть, подчеркнула она.
Как писал «Эксперт», поправки в закон «О Счетной палате Российской Федерации» в нижнюю палату парламента направил Владимир Путин. Первое, что привлекает внимание, норма о введении стратегического аудита. Палата превращается в ведомство, которому при разработке стратегических документов и формировании целей социально-экономического развития передается решающая роль в оценке рисков — в том числе, связанных с обеспечением безопасности государства. С этой поправкой Счетная палата превращается из контрольного органа в один из ключевых элементов стратегического планирования.