«Вводятся программы, позволяющие накапливать на физических и юридических лиц досье»
В ближайшее время российский бизнес ждет всеобъемлющая цифровизация взаимодействия с контролирующими органами и введение налогового мониторинга. Об этом говорили чиновники и эксперты на деловом вечере «Глобальные тренды бизнеса 2022–2023 годах: налоговые, финансовые и нефинансовые аспекты», организованном 15 декабря аудиторско-консалтинговой компанией КСК ГРУПП.
В частности, заместитель начальника Межрайонной ИФНС России № 14 по Московской области Наталья Михайлова отметила: в ближайшие два года российскому бизнесу нужно не ждать изменений в налоговом законодательстве, а повышать в рамках цифровизации прозрачность и эффективность взаимодействия с контролирующими органами.
«Чем дальше мы идем, тем более прозрачными вы становитесь для налогового мониторинга и для оценки вашей деятельности», - подчеркнула она.
Такое положение вещей обусловлено продолжающимся переходом к электронному документообороту, в том числе – в налоговой сфере. Автоматизация контроля касается уже не только крупнейших налогоплательщиков: в следующем году очередь дойдет и до малых предприятий. Появляются новые программные продукты и интерфейсы, дающие налоговым органам возможность достаточно глубоко контролировать бизнес буквально в режиме онлайн.
«Вводятся новые программы, позволяющие накапливать на физических и юридических лиц досье, содержащее информацию обо всех сделках, взаимозависимых лицах, единых ip-адресах, контактных данных. В 2022 году будет запущен программный комплекс, самостоятельно оценивающий схему бизнеса и выдающий инспекторскому составу для использования в работе риски по сделкам конкретного налогоплательщика», - рассказала Михайлова.
Кроме того, запущен пилотный проект по автоматическому обмену информацией с банками. Сейчас для этого требуется запрос налогового органа с ответом в течение трех дней. Программный продукт позволит оперативно накладывать конкретную операцию банка на конкретную операцию, отраженную в бухгалтерской и налоговой отчётности компании. При несовпадении данных от налогоплательщика будут истребованы объяснения.
Что касается Налогового кодекса, то, по словам Натальи Михайловой, все нововведения, планирующиеся в следующем году, уместятся на «один маленький листик». Изменения будут связаны с формами документов, с порядком исчисления налога на имущество, транспортного налога, и с изменением срока уплаты налогов
«Мы приходим к единому сроку уплаты налогов на имущество, транспорт и землю. Это будет 1 марта по годовой декларации. Вводим в тестовом режиме новый способ налогообложения – так называемую, упрощенку онлайн. Пока в регионах, но рано или поздно это дойдет до Москвы и Московской области», - пояснила г-жа Михайлова.
Относительно столь «любимых» представителями бизнеса выездных налоговых проверок представитель ФНС заверила, что их количество сокращается и продолжит сокращаться. Такие проверки должны стать, по ее словам, исключительным элементом давления на налогоплательщика. В большей степени выездные проверочные мероприятия проводятся для создания волнового эффекта при работе над национальными проектами, которые до сих пор являются одним из приоритетных направлений деятельности ФНС России. Кроме того, практика выездных проверок затрагивает человекоемкие отрасли – медицину, клининг и другие. Налоговики при участии МВД и ФСБ будут и дальше вести работу по выведению бизнеса в этих сферах из зоны «серой» заработной платы.
«При наличии оперативного контроля со стороны камералов, ФНС в целом настроена на то, чтобы снизить количество выездных налоговых проверок и побуждать налогоплательщиков к добровольному уточнению налоговых обязательств и изменению схемы ведения бизнеса на менее рисковую», - подытожила Михайлова.
Стоит отметить, кстати, что при снижении общего количества проверок на 30% доначисления в пользу государства значительно выросли. Причем, успешно обжаловать итоги проверки в суде сегодня весьма непросто. Поэтому, что чтобы избежать неприятностей, особое внимание в 2022 году следует обратить на новые налоговые льготы и риски дробления бизнеса при их применении, а также на изменения в законодательстве, регулирующем цены в сделках между взаимозависимыми компаниями (трансфертное ценообразование).
Добровольность ненадолго
При общем тренде на глобальную цифровизацию на первый план выходят новые для нашей страны формы налогового контроля. Важнейшей из них в ближайшие годы станет налоговый мониторинг на основе удаленного доступа налоговиков к информсистемам, бухгалтерской отчетности и документам налогоплательщиков вплоть до проводок. Принцип ведения бизнеса «время – деньги» никто не отменял, а мониторинг позволяет оперативно согласовывать с контролирующим органом позицию по налогообложению планируемых и уже совершенных операций.
Проект был запущен в России около 6 лет назад (в Европе – в начале нулевых). Сегодня, по словам руководителя комплексных проектов департамента «Финансовое консультирование, аудит и МСФО» КСК ГРУПП Светланы Ереминой, о налоговом мониторинге у нас в основном знают крупные игроки. На конец текущего года в нем участвуют 339 компаний. Среди них - Роснефть, Лукойл, Аэрофлот, РЖД, Сбербанк, ВТБ, Росатом, Русал, Норникель, Ростелеком и другие.
К сожалению, средний бизнес почти не вовлечен в этот процесс. Между тем, многие инициативы ФНС направлены именно на привлечение средних компаний. Пока участие в налоговом мониторинге является в России добровольным, но в ближайшие пять лет, вероятно, именно такая форма контроля станет обязательной. По крайней мере, действия налоговых органов по автоматизации администрирования на это недвусмысленно намекают. Готовиться к переходу на налоговый мониторинг стоит заранее: по мнению представителей бизнеса, имеющих соответствующий опыт, процедура занимает около полутора лет. Успешный кейс перехода был представлен на мероприятии представителем Tele2.
Согласно официальной концепции развития налогового мониторинга, утвержденной Правительством РФ, количество потенциальных участников в 2024 году приблизится к 8 тысячам. «Потенциальные» – это те, кто уже сдал дорожную карту в налоговую инспекцию и задекларировал желание участвовать. В качестве бонусов предполагается освобождение от выездных и камеральных проверок и возможность применения заявительного порядка по возмещению НДС и акцизов. К тому же открытость компании станет несомненным плюсом в глазах зарубежных партнеров.
Есть, конечно, и риски.
«С 1 января 2022 года налоговые органы будут иметь возможность приостанавливать операции по банковским счетам и переводам электронных средств действующих участников», - рассказала Светлана Еремина.
Есть, по ее словам, и еще рад важных моментов. В частности, с 1 января 2024 года предполагается отменить (при налоговом мониторинге) предоставление отчетности в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) и ввести новые положения об истребовании документов через информационные системы налогоплательщиков. Готовятся приказы «Об утверждении порядка предоставления доступа налоговых органов к информационным системам налогоплательщика» (проект был опубликован на сайте nalog.ru) и об утверждении требований к таким информсистемам (находится в стадии разработки).
«Именно второй приказ, по нашему мнению, станет отправной точкой к ведению обязательного мониторинга», - подчеркнула Еремина. На заданный в кулуарах вопрос, есть ли компании, которые принимали участие в налоговом мониторинге, но по тем или иным причинам остановили этот процесс, она ответила отрицательно. Размер прямой экономической выгоды от участия в мониторинге представители опрошенных журналом «Эксперт» компаний назвать не смогли, но в целом согласились с перспективностью этого направления.