Любую компанию можно представить в качестве живого организма. В процессе развития она проходит через определенные стадии. Эти стадии предсказуемы, каждая из них имеет характерные черты. Зная, на какой стадии сейчас находится организация, предприниматель может принимать конкретные меры по управлению персоналом, бизнес-процессами и пр.
Классическая модель развития компании предполагает наличие 5 этапов, которые будут рассмотрены далее. Переход от одного этапа к другому происходит не просто так, а в те моменты, когда внутренние процессы организации вступают в конфликт с изменениями внешних условий. В такие моменты компания, чтобы выжить, меняется. В ней оптимизируются бизнес-процессы, совершенствуются методы управления персоналом и пр.
Стадия 1: стартап, или внедрение
Данный этап характеризуется наличием четкой идеи. Сама же компания имеет простейшую организационную структуру. Практически все важные решения принимает центральный руководитель - создатель бизнеса. Кроме него в компании могут работать еще 2-3 человека.
На этой стадии предприятие начинает испытывать недостаток в кадрах. Со временем количество работников в компании увеличивается. Руководителю становится трудно контролировать работу стольких человек. Поэтому возникает потребность усовершенствовать внутреннюю организационную систему. Компания переходит на следующий этап.
Стадия 2: рост
На этом этапе компания выходит на новые рынки, увеличивает ассортимент товаров и услуг. Также растет прибыль предприятия, в том числе и за счет использования разных бизнес-инструментов (например, маркетинг-кит и пр.).
Усложняется и система управления. Руководитель больше не решает организационные задачи, делегирует их менеджерам среднего звена. Сам же основатель компании занимается принятием стратегических решений.
На этапе роста многие компании сталкиваются с проблемой - руководитель не желает делегировать задачи персоналу. Это приводит к замедлению роста предприятия или к его полному торможению.
Стадия 3: зрелость
На этом этапе рост сильно замедляется. Это связано в первую очередь с перенасыщением рынка. Компания переходит в стабильный режим. Многие предприятия даже в таком состоянии приносят высокую прибыль. В основном это обеспечивается благодаря правильно составленному портфелю продуктов.
Руководитель на этапе зрелости компании ставит целью максимизировать прибыль, получаемую от предприятия. Это осуществляется не путем увеличения ассортимента, а путем закрепления всех наработанных бизнес-процессов и повышением стабильности. Поэтому руководитель жестко контролирует все процессы, а ресурсы компании затрачиваются на поддержание стабильности.
Из-за того, что руководство перестает принимать решения, а занимается только поддержанием стабильности, инновационный потенциал предприятия снижается. Так, организация переходит к следующей стадии.
Стадия 4: спад
На этом этапе теряется конкурентоспособность. Компания начинает уступать свое место на рынке более молодым стартапам. Ее эффективность снижается, равно как и получаемая прибыль. Все это происходит из-за прекращения внедрения инноваций. Компания переходит в режим жесткой экономии. Заканчивается данный этап полным выходом из ниши или переходом на следующую стадию - возрождение.
Стадия 5: возрождение
Это полное обновление. Обновляется все - руководство, персонал, подход к управлению и пр. Руководитель начинает инвестировать в инновационные решения. Например, открывается представительство компании в интернете и начнутся продажи в сети. Или же руководитель разрабатывает новые акции для привлечения клиентов.
Возрождение может иметь одно из двух исходов: успех (тогда компания начинает расти по-новому) или же провал (выход из ниши).