Цена красоты: зачем государству нужно продавать «престижные» автомобильные номера

11 января 2022, 13:47

Принятие постановления о продаже «красивых» номеров для автомобилей через онлайн-аукционы, которые должны были начать проводить с 1 января 2022 года, отложили более, чем на год.

Андрей Махонин/ТАСС

По данным СМИ, документ находится на межведомственном согласовании, для запуска проекта пока нет инфраструктуры, а региональные Госавтоинспекции все еще не готовы работать с онлайн-платформами для торгов.

Продажа «красивых» автомобильных номеров может стать дополнительной статьей дохода для российского бюджета, считают эксперты. Пока их продажа находится в «серой» зоне: реализацией занимаются частные лица, продавая свои номера вместе со старым автомобилем, а должностные лица выдают «престижные» номера за взятки. Как усовершенствовать проект постановления по легальной продаже автономеров на основе международного опыта предложил Дмитрий Давыдов. Свои идеи он сформулировал в некоммерческом проекте «20 идей по развитию России».

Красота требует

Рынок продажи «красивых» номеров оценивается в десятки миллионов рублей. Привлекательными считаются номера с идентичными буквами и цифрами, например, е777ее77, или парные, когда цифры дублируют номер региона ое125о25. Номера с сочетанием различных букв, например, ОСА или ККК обозначают принадлежность к определенным структурам и якобы дают преимущество на дороге. Поэтому обычные граждане также стремятся получить их.

В Минэкономразвития России стоимость нелегальной сделки по продаже «престижного» номера оценивают в 300 тыс. рублей. В зависимости от региона цены сильно разнятся. Например, в Приморском крае лаконичные автономера стоят от 80 тыс. рублей до 2,2 млн рублей (в отдельных случаях) за номер. В Санкт-Петербурге средние цены варьируются от 30 до 300 тыс. рублей, а самый дорогой автомобильный номер, по данных экспертов автомобильного рынка, стоит 30 млн рублей.

Среди любителей «блатных» номеров есть и те, коллекционирует всю «красивую» серию с цифрами, обозначающими каждый из регионов страны. Например, о111оо78, о111оо47, о111оо10 и так далее. Кто-то покупает госномер с рук вместе со старым автомобилем, а кто-то дежурит у окошка МРЭО и ждет счастливчика, которому попадется счастливый номер случайно, чтобы сразу же выкупить «красивый» номер.

Проектом постановления об онлайн-аукционах, который должен был вступить в силу с начала 2022 года, предполагается установить разную цену на номера в зависимости от их престижности. Например, за номера с одинаковыми цифрами и буквами, такими как а111аа, предлагается установить базовую ставку в размере 600 тыс. рублей. За номера с цифрами 100, 200, 300, например, а100аа платить 450 тыс. рублей. Стоимость номеров с одинаковыми буквами в сочетании с цифрами о001, о002, о003 и т. д. (например, о004мм) может составить 200 тыс. рублей. При этом возможность получить красивый номер бесплатно предлагается исключить. Просто выбрать номер без повторяющихся символов и сочетаний можно за 5 тыс. рублей. Предполагается, что каждый регион сможет увеличивать или уменьшать базовую цену в десять раз, так что теоретически начальная стоимость автономера сможет достигнуть 6 млн рублей, мотономера – 2 млн рублей.

Потенциал красоты

За рубежом автомобильные номера уже стали способом заработка. Например, в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) продажей престижных номеров занимается правительственный регулятор, и зарабатывает на этом десятки миллионов долларов за проведение всего одного аукциона. Так, в 2016 году автономер с цифрой 5 продали в городе Дубай за 8 млн евро, а всего за один день этих торгов было продано 80 престижных номеров. Новый рекорд по стоимости проданного номера был установлен в мае 2021 года – за номер АА9 автовладелец заплатил 10,35 млн долларов. Самым дорогим автономером в ОАЭ стала цифра 1, он обошелся в 14 млн долларов и был установлен на суперкаре Bugatti. Такие аукционы в Эмиратах проводят госорганы на регулярной основе на протяжении десятилетий, и они пользуются большим спросом не только у граждан, но и среди иностранцев.

Этот опыт можно перенять и России, считает Дмитрий Давыдов. Для этого необходимо изменить стандарт по количеству цифр и букв в автомобильном номере. Так, автовладельцам могут быть интересны «очень престижные номера» 7, 7А, 7АА, 007, 07А. Стартовая стоимость таких номеров должна зависеть от количества цифр или букв: причем чем их меньше, тем цена должна быть дороже. По мнению предпринимателя, официальная продажа и регистрация транспортных средств с меньшим количеством знаков в номере не повлечет дополнительных расходов для государства. Продажа может проводиться в рамках тех же онлайн-аукционов, что и «красивые» номера со стандартным количеством цифр. Для этого необходимо на законодательном уровне разрешить исполнительным органам власти выпускать «очень престижные номера» и сделать соответствующее дополнение в ГОСТ. Как результат, такой шаг позволит привлечь многомиллиардные ресурсы в государственный бюджет, считает автор.

Идентификация и контроль автомобилей с «очень престижными номерами» будет также осуществляться со стороны государства наравне со стандартными госномерами. Несмотря на меньшее число цифр и букв в номере, остальные идентификационные элементы, такие как страна и регион регистрации автомобиля, останутся на номерах. Таким образом, «очень престижные номера» не будут противоречить международным стандартам и регламентам.

По мнению автора идеи, российское общество позитивно воспримет привлечение средств в бюджет страны за счет продажи коротких «очень престижных номеров». «У богатых жителей России существует желание подчеркнуть индивидуальность и статус. Вырученные деньги могут быть направлены на развитие инфраструктуры, социальные нужды или иные сферы, что в целом положительно отразится на улучшении уровня жизни россиян», - отмечает Давыдов.

Предприниматель создал проект пять лет назад, а в период пандемии дополнил идеи и вдохнул в них новую жизнь. «20 идей» написаны из гуманистических соображений и направлены на улучшение жизни россиян, отмечает Давыдов. Однако без законодательной поддержки государства реализовать их будет невозможно. Поэтому автор надеется на поддержку со стороны властей.