Россия может увеличить поставки газа на континент как минимум на треть по сравнению с нынешним уровнем, но спотовые продажи ограничены, несмотря на высокие цены, заявил исполнительный директор МЭА Фатих Бироль в ходе телефонного разговора с журналистами в среду, сообщает Bloomberg. По его словам, Москва могла бы увеличить объем поставок на 3 миллиардам кубометров в месяц.
Европа борется с энергетическим кризисом, в результате которого цены на газ и электроэнергию побили несколько рекордов за последние месяцы. Запасы газа на континенте уже достигли самого низкого уровня более чем за десятилетие, а два самых холодных месяца в году только начались.
«Из-за поведения России на европейском газовом рынке существуют сильные элементы напряженности», — сказал Бироль. «Текущий дефицит хранилищ в Европейском союзе во многом связан с «Газпромом».
По данным МЭА, поставки российского газа в Европу упали на 25% в четвертом квартале 2021 года по сравнению с прошлым годом и снизились на 22% по сравнению с допандемическим уровнем. По словам Бироля, Москва ограничивает потоки на континент, в то время как другие поставщики, такие как Норвегия, Алжир и Азербайджан, наращивают их.
Газохранилища в ЕС заполнены всего на 51% по сравнению с обычным показателем около 70%. «Газпром» несет ответственность за половину дефицита запасов в Европе, утверждает Бироль.
Президент России Владимир Путин в прошлом году призвал «Газпром» заполнить свои хранилища в Европе. Однако этого было недостаточно для удовлетворения потребностей континента. Высокие цены привели к тому, что тяжелая промышленность, от металлургических заводов до производителей удобрений, сократила производство или вообще остановилась.
«Хотя мы понимаем, что «Газпром» выполняет свои договорные обязательства по долгосрочным контрактам, он сократил спотовые продажи в Европу, и это несмотря на то, что цены по долгосрочным контрактам «Газпрома» значительно ниже текущих уровней спотовых цен», — сказал Бироль.
Базирующееся в Париже агентство также рекомендовало странам Европы установить минимальный уровень запасов газа для защиты от подобной ситуации в будущем.
«Европа в целом не уделяла достаточного внимания критической важности хранения газа для безопасности поставок», — сказал Бироль.