Запрет криптовалюты: неожиданное предложение ЦБ

Борис Соловьев
обозреватель Monocle.ru
20 января 2022, 21:55

Банк России решил запретить криптовалюту, но спровоцировал лишь повышение ее котировок

Коллаж: Тамара Ларина
Читайте Monocle.ru в

Банк России предложил очень жесткие меры по регулированию криптовалютного рынка. В частности, предлагается запретить в России майнинг, выпуск, обращение, обмен криптовалют. На рисках запретов котировки биткоина выросли на 4% во второй половине четверга.

Все беды от криптовалют

Банк России в Докладе для общественных консультаций «Криптовалюты: тренды, риски, меры» приводит несколько тезисов в поддержку своей точки зрения.

Так, Банк России считает, что «высокая волатильность курса, значительная распространенность мошенничества в торговле криптовалютами создают для граждан риски утраты существенной части вложенных средств». Это действительно так, волатильность на рынке криптовалют действительно высокая. Дневные колебания того же биткоина на 10-15% не являются чем-то необычным.

Однако волатильность опасна для спекулянтов, а не для долгосрочных инвесторов, которые покупают биткоины на долгие годы и без «плечей». Для сравнения, с 1 января 2019 г по настоящий момент стоимость биткоина к доллару выросла более чем на 1000%, а рубль за это же время девальвировался на 10,5%.

Конечно, нет никаких гарантий, что биткоин в какой-то момент не сложится пополам, а то и сильнее. Но шансы рубля на серьезное и длительное укрепление также выглядят не слишком высокими.

«Распространение криптовалют приводит к выводу сбережений граждан за периметр российского финансового сектора и, как следствие, сокращению его возможностей по финансированию реального сектора и снижению потенциального роста экономики, что уменьшает количество рабочих мест и потенциал роста доходов граждан», — считает ЦБ РФ.

Уход россиян в криптовалюту приведет к необходимости поддерживать на постоянной основе более высокий уровень ключевой ставки, что снизит доступность кредитования для граждан и бизнеса, добавляет регулятор.

Между тем, сейчас профицит ликвидности банковского сектора составляет почти 698 млрд рублей, то есть денег для кредитов вполне достаточно. Низкий же уровень кредитования реального сектора и инвестиций в основной капитал больше связан с ошибками в проводимой экономической и денежно-кредитной политике, нежели с инвестициями населения в криптовалюту.

С чем точно можно согласиться, так это с тем, что «криптовалюты активно используются в противоправной деятельности (отмывание доходов, наркоторговля, финансирование терроризма)». В тоже время, по экспертным оценкам, в мире порядка 80-90% финансирования терроризма и «отмывки средств» осуществляется все-таки через обычные банки. Не совсем понятно, как запрет на обращение криптовалют в России заставит преступников разных мастей не пользоваться ими.

Неубедительно выглядит и довод, указывающий на то, что майнинг криптовалют «создает непроизводительный расход электроэнергии, ставящий под угрозу энергообеспечение жилых зданий, зданий социальной инфраструктуры и предприятий». Около 10 лет назад большинство российских генерирующих компаний закончили глобальную модернизацию, в результате чего сейчас свободные мощности составляют порядка 20% от объема потребляемой электроэнергии.

Но отечественная промышленность пока не нуждается в дополнительном электричестве, а экспортировать его выгодно далеко не всем генерирующим компаниям из-за больших потерь при транспортировке. О неблагоприятной ситуации в отрасли, вызванной прежде всего слабым сбытом, говорит тот факт, что за прошлый год Индекс Мосбиржи вырос на 14,5%, а отраслевой Индекс Мосбиржи электроэнергетики упал на 17%.

«Криптовалюты имеют характеристики финансовых пирамид: рост их цены поддерживается спекулятивным спросом со стороны вновь входящих на рынок участников. Владельцы, которые «выходят» из пирамиды, продают свои вложения с прибылью за счет новичков, которые приобретают криптовалюту в надежде на рост ее цены в будущем и сами своим спросом стимулируют ее рост»— совершенно верно констатирует Банк России.

Впрочем, похожую картину мы прямо сейчас наблюдаем на рынке акций. Московская биржа недавно отчиталась об очередном рекорде числа частных инвесторов и о рекордном объеме их операций в декабре. Но только с начала нынешнего года Индекс Мосбиржи обвалился почти на 7%. Вектор движения любого актива в любой стране мира задают крупные игроки, и, к сожалению, они всегда получать прибыли за счет непрофессиональных новичков.

Запретом делу не поможешь

Итак, что же предлагает регулятор? Во-первых, «введение ответственности за нарушение запрета на использование криптовалюты в качестве средства платежа». Тут нет никаких аргументов «против»: единственным законным средством платежа в РФ является рубль.

Во-вторых, «введение запрета на организацию выпуска и (или) выпуск, организацию обращения и обмена криптовалюты (в т.ч. криптобиржами, криптообменниками, P2P-платформами) на территории Российской Федерации». В общем-то, новые компании, желающие выпустить свою криптовалюту, и так обычно делают это через иностранные юрисдикции. Запрет же на деятельность криптообменников также отправит их всех в страны Прибалтики и Белоруссию, где и будут оседать налоги и прибыль компаний данного сектора.

Взамен регулятор предлагает цифровые финансовые активы, выпущенные по российскому законодательству, «которые являются инновационным инвестиционным инструментом и, в отличие от криптовалют, обеспечивают защиту инвесторов». Фактически речь идет о «цифровом рубле». Быть может, этот инструмент будет удобнее для проведения транзакций, но с точки зрения инвестиционных вложений «цифровому рублю» будут присущи такие же риски, как и привычному нам «деревянному».

В-третьих, Банк России выступает за «введение на законодательном уровне запрета для финансовых организаций на собственные вложения в криптовалюты», в том числе деривативы. И это требование непонятно: решения о том, куда вкладывать собственные средства, должен принимать совет директоров и акционеры бизнеса на оснований рекомендаций инвестиционного комитета.

Кстати, в итоговые «Предложения Банка России по ограничению операций с криптовалютами в России», пункт о запрете майнинга не был включен, но ранее в документе отмечалось, что, по мнению Банка России, оптимальным решением является введение в России запрета на майнинг криптовалют. По майнингу биткоина по состоянию на август 2021 года Россия занимала третью сточку в мире с долей 11,23%, уступая лишь Казахстану (18,1%) и США (35,4%).

Возможно, именно на этих рисках котировки биткоина сегодня выросли на 4%.

Запрет майнинга приведет лишь к уходу майнеров в тот же Казахстан, где данная деятельность носит вполне легитимный характер. Там же останутся налоги и интеллектуальный потенциал.

Россия потеряет деньги

«Остается только сожалеть, что Центральный банк России находится в запретительном тренде, и не старается отделить положительные моменты, связанные с работой с криптовалютой, от отрицательных. Этот тренд говорит о том, что имеющиеся запретительные нормы скорее всего сохранятся. Возможности использовать криптовалюту даже за пределами России в качестве инструмента для зарабатывания «фиатных» валют, а потом заводить их в страну, будут ограничены. Это плохо», — поделился с «Экспертом» своей точкой зрения вице-президент Российской ассоциации криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна (РАКИБ) Валерий Петров.

По его мнению, использование криптовалюты не как спекулятивного инструмента, а как ресурса для финансирования инвестиционных проектов — того же майнинга — следовало бы оставить, она дала бы большой приток налоговых поступлений. «Те, кто умеет работать с криптовалютными активами, могли бы честно платить налоги. В результате тех действий, которые планирует ЦБ, мы скорее всего увидим отток всех операций в юрисдикции, где это разрешено, а Россия просто потеряет и деньги, и людей, и мозги», — считает он.

«Что же касается потерь населения от спекуляции криптовалютой, то эту деятельность можно было бы просто запретить, как это было сделано с рынком Forex. Но нужно оставить те положительные возможности криптовалютного рынка, которые позволят государству и деньги зарабатывать, и не упускать инновации, прежде всего, в области финтеха. Нынешняя же атмосфера существенно сдерживает развитие передовых финансовых решений в российской юрисдикции», — резюмировал Валерий Петров.