«Донстрой» развивает экодевелопмент

21 января 2022, 08:00

Современные дома должны отвечать требованиям экологичного девелопмента. От этого выигрывают компании, жители и городская среда

предоставлено компанией "Донстрой"

Ухудшение качества окружающей среды, что особенно заметно в мегаполисах, заставляет людей выбирать экологичное жилье. И если перед покупателем встанет выбор между обычной квартирой и возможностью купить ту, которая соответствует экостандартам, пусть даже она будет несколько дороже, в подавляющем большинстве случаев он предпочтет второй вариант. Современные девелоперы — даже безотносительно к ужесточающимся требованиям законодательства — стараются в своих проектах учитывать экологические параметры жилья.

Качество требует подтверждения

Вопросы экологии при создании проектов комплексного освоения территорий (КОТ) сегодня выходят на первое место. Качественное жилое пространство невозможно создать без использования современных технологий и материалов, проектных и инженерных решений, учитывающих экостандарты. Подтвердить же соответствие жилого комплекса или территории этим стандартам сегодня можно благодаря сертификации.

В нашей стране на подобную сертификацию пока решаются самые смелые. Согласно расчетам Knight Frank, в 2020 году в России всего 177 сертифицированных по «зеленым» стандартам зданий. Зато наличие дома в этом списке однозначно свидетельствует о том, что он соответствует высочайшему уровню, будет отвечать всем запросам жильцов на «здоровое» проживание.
Пожалуй, наиболее авторитетны сегодня такие сертификаты, как DGNB, LEED, WELL или BREEAM. Один из крупнейших российских девелоперов «Донстрой», например, проектирует дома с учетом требований сертификации зданий по американской системе LEED, причем компания стала первой в нашей стране, кто получил LEED для жилой недвижимости. В соответствии с этой системой еще на этапе проектирования принимаются инженерные и другие решения, повышающие энергоэффективность и экологичность домов.

LEED — одна из самых жестких экологических систем. В то же время в мире уже есть немало проектов, соответствующих LEED. Среди них, например, «Тайбэй 101» — небоскреб на Тайване, штаб Международного олимпийского комитета в Швейцарии. В числе российских — «Лахта-центр» в Санкт-Петербурге и гиперкуб инновационного центра «Сколково».

Кстати, сертификация недвижимости по системе LEED является обязательной частью корпоративной политики многих ведущих компаний мира. В их числе Prada, Google, L’Oréal, Starbucks, Adobe, Siemens, Deutsche Bank, Mars.

LEED предполагает обязательное использование при строительстве ряда функциональных решений, в числе которых энергоэффективные окна, фасады, лифты и светодиодное освещение с датчиками движения. Если же говорить о проектах в целом, то они подразумевают внедрение инновационной системы очистки воздуха (рециркуляция + УФ-очистка), рекуперации воздуха и раздельного сбор мусора.

Такие решения активно применяются в России: жилой комплекс «Суббота» и клубный «Оливковый дом» получили высшие баллы по системе сертификации Green Zoom. Вслед за ними проект «Дом на Плющихе» стал первым в России жилым домом, сертифицированным по LEED Gold. А клубный «Дом на Тишинке» получил «золото» LEED в сентябре 2021 года. Энергетическое моделирование здания позволило добиться снижения потребления энергоресурсов на 23,52%.

Принципам энергоэффективности, водоэффективности и экологичности будет также соответствовать проект «Остров» в Мневниковской пойме. Материалы и оборудование, используемые при строительстве «Острова», уже сертифицированы по российским и международным экостандартам ISO 14024, «Листок жизни» и EcoMaterial. Жилой комплекс проектируется с учетом требований стандарта LEED и по окончании строительства тоже получит сертификат.

Из чего и как строить

Пожалуй, самое важное место для соответствия «зеленым» стандартам занимают экологичные нетоксичные материалы. И они также нуждаются в сертификации. В качестве примеров тут можно привести окна Lumon, продукция Rehau, Rockwool, Kerama Marazzi, напольные покрытия Tarkett. Все эти материалы сертифицированы по различным российским и международным экостандартам. Экологичными могут быть цемент, газобетонные блоки и пластик.

Но все это должно быть грамотно объединено инженерными и даже дизайнерскими решениями. Так, широкие оконные проемы пропускают больше дневного света и уменьшают потребление электроэнергии. Они дополняются светодиодным освещением мест общего пользования. Датчики движения и освещенности позволяют разумно расходовать электроэнергию, с одной стороны, а также создавать уют и красивое современное пространство — с другой. А тепловая защита здания в совокупности со светопрозрачными конструкциями, что также дает простор для дизайнерской мысли, позволяет достигать энергосбережения класса А и А+.

Не обходится и без использования энергоэффективного оборудования. В экопроектах предусмотрены автоматическое регулирование подачи тепла в систему отопления в зависимости от изменения наружной температуры. Система вентиляции с датчиками CO позволяет контролировать уровень выхлопов и поддерживать высокое качество воздуха, в том числе на паркингах. Подобные системы уже используются в проекте экодевелопера «Донстрой» «Оливковый дом». Энергоэффективные здания позволяют экономить на энергоресурсах до 25‒30%.

Не только дом, но и парк

Вряд ли стоит считать жилье экологичным, если оно построено в неблагоустроенном районе, окруженном дорогами и проводами, где практически нет зеленых насаждений. А в грамотно продуманных локациях комфорт и экология создают максимум удобств их жителям. Более того, это делает более привлекательным проживание и в соседних районах. Поэтому вложений требуют не только сами дома, но и благоустройство территорий.

«В ближайшие годы “Донстрой” создаст суперсовременные парки и городские пространства площадью более 36 гектаров, — комментирует Алена Дерябина, генеральный директор “Донстроя”. — Озеленение в наших проектах занимает 20‒40 процентов территорий, это высокий показатель, который компания выдерживает, следуя принципам экологичного девелопмента. Мы учитываем интересы и потребности разных целевых аудиторий, включая детей и старшее поколение, внедряем новые технологии и “зеленые” решения. Это новый подход в обустройстве общественных пространств, который позволяет нам реализовывать знаковые для города проекты».

Особое значение, кстати, в этом случае получает направление, которое не учитывается пока никакими сертификатами, но оказывает колоссальное влияние на экологию всего города. Это реорганизация промзон, которая в Москве более чем актуальна. Очевидно, что вывод из города загрязняющих производств полностью меняет облик целых районов. Огромные территории, ранее считавшиеся неблагополучными, буквально возвращаются к жизни и расцветают новыми красками, меняя цвет с серого на зеленый.

А за счет большой протяженности подобных территорий девелоперы получают возможность создать комплексный экологически чистый проект с огромной зеленой территорией. Примерами подобных проектов у «Донстроя» стали ЖК «Символ» и Freedom. Первый построен на месте бывшего металлургического завода «Серп и молот», а второй граничит с несколькими промышленными зонами. 

Транспорт как часть экологии

Основная претензия жителей современного города — огромное количество самого разнообразного и, как правило, очень вредящего экологии транспорта. Особенно «везет» тем, кто живет вблизи транспортных развязок и магистралей. Впрочем, не слишком далеко от них ушли и стандартные спальные районы: ведь город — это единое экологическое целое с общей средой.

Поэтому современные девелоперы, занимаясь озеленением комплексных территорий, практически сразу же стараются обустроить передвижения жителей таким образом, чтобы они не наносили вред окружающей среде. Что толку, если вдоль высаженной аллеи деревьев постоянно будет курсировать поток автомобилей? И долго ли протянет эта аллея? И уж тем более это место не станет притягивать внимание жителей.

На помощь здесь приходит еще один современный тренд: экологический транспорт. К нему, в частности, относятся велосипеды, самокаты, электрокары. Но и сам транспорт требует создания инфраструктуры для него. Такой инфраструктурой являются велосипедные дорожки, электропарковки и электрозарядки в паркингах и на улицах, безбарьерная среда для беспилотного транспорта.

Если говорить про «Донстрой», то такой инфраструктурой компания занимается давно. Сразу в нескольких проектах уже начали работу станции для зарядки электровелосипедов городского общественного проката «Велобайк». Парковки смешанные, поэтому помимо электротранспорта можно оставить и обычные велосипеды. Сегодня такой электровелопаркинг уже работает в жилом комплексе «Алые паруса», две станции расположены в жилом квартале «Символ». Припарковать электротранспорт и подзарядиться также можно рядом с офисом продаж проектов «Огни», «Река», «Событие»

Без экологии нет будущего

Качественная недвижимость и сформированная вокруг нее инфраструктура повышает уровень жизни людей, свидетельствует о комфорте квартала, района и даже целого города. Энергоэффективность и экологичные материалы позволяют домам сохранять тепло, минимизировать уровень шума и загрязнений. Более того, современные технологии и продуманный заранее дизайн позволяют создавать не просто дома, а настоящие произведения архитектурного искусства.

Спрос на подобную недвижимость растет как в России, так и во всем мире. Современные экологичные технологии в обозримой перспективе будут применяться все чаще, а старые дома будут либо перестраивать, либо сносить, чтобы жилье соответствовало современным требованиям.

«Донстрой» при реализации проектов уже сегодня активно следует принципам экодевелопмента, постоянно улучшает дома с этой точки зрения, ищет новые инженерные решения и материалы. В компании уверены, что в будущем они станут неотъемлемой частью и массового сегмента.

«Это не заставит себя долго ждать. Ведь на самом деле большинство закладываемых нами проектных решений стоят не так уж дорого. И учитывая запрос общества на экологию, это произойдет в ближайшее время. В Москве более дешевый сегмент уже что-то применяет из решений, которые раньше могли позволить себе только премиальные объекты, а через год-два это появится и в регионах. И тогда они уже превратятся в стандарт, ниже которого опускаться не будет никто», — говорит заместитель генерального директора «Донстроя» Андрей Багаев.