Конец прошлой недели для никеля оказался более чем позитивным. По итогам торгов в минувшую пятницу цены на металл достиг уровня 24 028 долларов за тонну, подорожав на 8,9% с начала недели. Кратковременно котировки цены металла даже подскакивали даже до 24 435 долларов за тонну. Это максимум с сентября 2011 года. Впрочем, радость оказалась недолгой, и уже в начале текущей недели цены на никель резко упали. Только во вторник они снизились на 2,82% до 23 050 долларов.
Рынок «выпустил пар»
Подъем аналитики рынка объясняют фундаментальными факторами: недостаточными запасами никеля на лондонской и шанхайской биржах. Это привело и к подъему физических премий на цену металла, и к подорожанию сульфата никеля. Негатива добавила и приостановка завода по производству ферроникеля в Мьянме из-за перебоев с электроснабжением. Крупное предприятие Tagaung Taung мощностью 85 000 тонн ферроникеля в год было вынуждено приостановить работу в силу обрыва линий электропередач.
Падение же стало более спекулятивным — как в рамках коррекции, так и из-за в целом негативных настроений на рынке. При этом утром 25 января металл продолжает дешеветь. Цена опустилась на 1,04% до 22 165 доллара за тонну. В целом, напоминают аналитики БКС Экспресс, в 2021 году цены на никель выросли почти на 45%. В январе 2022 года рост к началу года уже составляет более 15%.
Цена никеля в последние дни переживает драматичные взлёты и падения, подтверждает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Сенсацией стало ее ралли с 10 по 21 января. Однако текущая неделя началась с внезапного и резкого обрушения на 7% за один день.
«Взлёт котировок связан с техническими особенностями самого металла и его физической конъюнктурой», — сообщил «Эксперту» аналитик. Никель широко применяется в аккумуляторах электромобилей. Они становятся одним из символов энергоперехода к «зелёным» технологиям и товарам. С постепенным отступлением пандемии спрос на электрокары значительно повышается и будет расти в перспективе.
Международное энергетическое агентство (МЭА) считает, что для достижения мировых целей по Парижскому соглашению по климату потребность в никеле должна вырасти в 19 раз. При этом после Нового года выяснилось, что запасы его на складах в мире крайне истощены. Индикатор этого — запасы в Китае, которые составили рекордный минимум — 4859 тонн. Так совпало, что в Поднебесной Народный банк 20 января снизил свои ставки по кредитам для стимулирования экономики. Это в совокупности и подстегнуло спрос и цены цветных металлов, в чём никель опередил своих «собратьев».
Но данные обстоятельства к началу текущей недели оказались уже «отработаны», уверен Марк Гойхман. Взлёт был чересчур эмоциональным, во многом даже спекулятивным. И в понедельник циничный рынок «перевернулся». На фоне приближающегося заседания Федеральной резервной системы США 26 января с возможными заявлениями об ужесточении кредитной политики рисковые активы показали заметное снижение. И вновь никель оказался в «первых рядах», только уже по падению. Сила падения была обусловлена силой предыдущего роста.
В результате рынок несколько «выпустил пар», в определённой степени нормализовался. Вектор движения котировок никеля, наряду с другими активами, до конца недели задаст, очевидно, ФРС. С технических позиций возможно продолжение коррекции вниз, полагает эксперт, особенно при жёсткости американского регулятора и новых сообщениях о развитии проектов по добыче в Танзании и Индонезии. Котировки могут увидеть рубежи в районе 20 тысяч долларов. Но в целом восходящий тренд сохранится, и в перспективе ближайших месяцев вероятен постепенный рост снова к 24 тысячам долларов.
Рост цен имеет шансы продолжиться
«И все же основной причиной рыночной волатильности в никеле стали технические факторы — перенос позиций из истекающих фьючерсных контрактов в более дальние контракты», — заявила «Эксперту» аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Research» Оксана Лукичева.
Ситуация, по словам эксперта, в этот раз просто усугубилась сложной фундаментальной обстановкой — вероятным прерыванием поставок из Индонезии, геополитическими рисками в России, ростом спроса в Китае и минимальным за последние 10 лет уровнем запасов металла на складах LME.
Запасы на складах в Шанхае также находятся на низком уровне, упав на 24% к концу 2021 года. В целом фундаментальное состояние рынка никеля также сложное. Запасы никеля на биржевых складах LME с начала года понизились на 9%. Премия на спотовые поставки выросла до максимума с 2009 года.
Впрочем, роллирование контрактов на LME завершилось, и цены опустились к изначальному уровню, компенсировав всплеск прошлой недели.
В 2022 году, производство никеля в мире, по прогнозу Оксаны Лукичевой, вырастет примерно на 6,8% г/г до 2,99 млн тонн. Рост предложения в основном ожидается в Индонезии (+24% г/г), которая активно развивает переработку никелевых руд. Таким образом, любое изменение предложения из этой страны будет оказывать значительное влияние на цены, увеличивая риски прерывания поставок.
Потребление никеля в мире в 2022 году, говорит аналитик, может вырасти на 5% г/г до 2,96 млн тонн. Основной вклад в рост потребления металла внесут производители батарей (+31% г/г). В связи с превышением предложения над спросом на рынок никеля вновь может вернуться избыток. Однако при текущем продолжении роста спроса ситуация может измениться в худшую сторону, а дефицит вырастет до 130-160 тысяч тонн.
С технической точки зрения рынок может довольно быстро успокоиться по мере переноса открытых позиций участниками, продолжает Оксана Лукичева. Однако рост цен на никель в 2022 году имеет шансы продолжиться, по крайней мере — в первом полугодии. Этому будут способствовать сезонные факторы, в соответствии с которыми предложение никеля бывает ограничено в феврале-апреле непогодой в Юго-Восточной Азии.
Дополнительными факторами роста могут стать риски прерывания поставок из других регионов производства и низкий уровень запасов, остающихся на многолетнем минимуме. Это продолжит приводить к резким всплескам цен при вероятном дефиците высококачественного металла. Волатильность рынка останется высокой. Среднегодовая стоимость металла в 2022 году по расчетам эксперта на 19 января оценивается на уровне 22 тысяч долларов за тонну.