Темпы роста российской экономики в 2022 году замедлятся до 3%, а уже к 2024-2027 годам упадут в среднем до 1,7%. Такова предварительная оценка консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC). При этом, по мнению ее аналитиков, российская экономика в 2021 году выросла на 3,9%.
В то же время базовый сценарий компании предусматривает, что мировая экономика в целом с учетом динамики рыночных валютных курсов вырастет примерно на 4,5% в 2022 году после ожидаемого роста на 5,9% в 2021 году.
Вообще, если говорить об общемировых тенденциях, то, как со ссылкой на PwС сообщает «Интерфакс», ожидается рост глобального ВВП по паритету покупательной способности на 6,2% в 2021 году и 4,7% в 2022 году. В 2023 году мировая экономика увеличится на 3,4%.
Между тем, общемировая инфляция, вызывающая опасения рынков и центробанков, также может замедлиться до 3,1% в текущем году с 3,2% в прошлом. В России, между тем, инфляция может упасть до 4,9% с ожидаемых 8,3% в базовом сценарии.
Базовый сценарий основан на предположении, что воздействие коронавируса нового омикрон-штамма на экономику будет ограниченным, и что вакцины обеспечат достаточную защиту от тяжелого протекания болезни. В обратном случае темпы роста мирового ВВП могут быть на 0,5 процентного пункта ниже, чем в базовом прогнозе, а инфляция — выше за счет ценового эффекта от нарушения цепочек поставок.
В странах G7 среднегодовые темпы реального роста ВВП составят 4,2% в 2022 году и 2,1% — в 2023 году. Темпы роста экономики США в текущем году составят 4,4%, в следующем — 2,3%. ВВП Китая вырастет на 5,5% и 5,2%, соответственно. Экономика Великобритании увеличится в текущем и следующем году на 5% и 2%. Темпы роста ВВП еврозоны составят 4,4% и 2,2%.
Еще одной заметной тенденцией станет то, что в 2022 году Китай впервые обойдет Европейский союз по объему экономики и сохранит эту позицию в среднесрочной перспективе. При этом экономика Индии, по оценкам
Международного валютного фонда (МВФ), может достигнуть уровня в 3 трлн долларов, что соответствует совокупному объему экономики пяти ведущих стран-членов АСЕАН (Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин). Совокупный объем ВВП стран Африки, расположенных к югу от Сахары, может достичь 2 трлн долларов.
Кроме того, в дальнейшем ряд центробанков мира начнут цикл ужесточения денежно-кредитной политики. «Мы ожидаем ужесточения финансовых условий по мере того, как центральные банки развитых стран будут повышать ставки финансирования и сворачивать свои программы количественного смягчения», — отмечают аналитики PwC.
В то же время цикл повышения ставок не станет проблемой для большинства стран с развивающейся рыночной экономикой, поскольку они следуют параллельными курсами, готовясь к взлету экономики в США. Исключением является Турция, которая решила не следовать данному примеру, что привело к экономическим потрясениям.
Вполне логично предположить, сообщил «Эксперту» финансовый аналитик Андрей Плотников, что после глобальных кризисов, связанных с короновирусной инфекцией, дела в мире также должны пойти на поправку, как пациенты после болезни. И все же, есть ряд рисков, из-за которых восстановление экономики может быть не таким быстрым как хотелось бы.
Во-первых, пояснил эксперт, мы видим резкий рост американских индексов за последние 1,5 года. К примеру, Nasdaq вырос на 58%. Такой резкий рост случался дважды в истории, перед великой депрессией и преддверии краха доткомов в нулевых.
Во-вторых, продолжил Андрей Плотников, инфляция широкими шагами идёт по миру и в ряде стран уже превратилась в инфляционного монстра. Цены на товары в развивающихся странах в среднем выросли на 23%.
В-третьих, не стоит исключать возрастающие политические риски, которые давят на экономику. «Многое будет зависеть от риторики ФРС, которая, к счастью, на вчерашнем заседании оставила ключевую ставку на прежнем уровне, чем дала драйвер рынков к росту», — заключил аналитик.
Прогнозируя рост мировой экономики на 4,5% в 2022 году, PwC отталкивается от того, что воздействие нового штамма COVID-19 будет не таким негативным, как в прошлых случаях, и мировая экономика начнет активно восстанавливаться, поделился с «Экспертом» СЕО и основатель TalkBank Михаил Попов. Но это прогноз достаточно оптимистичный. Ведь судя по тому, как развивается ситуация в странах Европы и в Китае, реакция властей на омикрон довольно негативная, многие страны сохраняют ограничения или даже усиливают их.
Несмотря на то что при заражении омикрон-штаммом болезнь, действительно, протекает гораздо легче по сравнению с другими вариантами ковида, высокая заразность этого вируса обеспечивает большее число заболевших, что все равно будет негативно сказываться на экономической активности. В связи с этим, считает банкир, мировая экономика будет двигаться более медленными темпами, чем предполагается в базовом прогнозе консалтинговой компании.
Кроме того, продолжил Михаил Попов, влияние таких факторов как политическая напряженность, развитие каких-либо локальных военных конфликтов, борьба с инфляцией, также будет сдерживать развитие экономики. К прочим сдерживающим факторам можно отнести объем ликвидности, который был закачан в экономики разных стран в течение предыдущих двух лет. Он будет сильно сказываться на росте цен, что приведет к инфляционным ожиданиям и других макроэкономическим явлениям, которые на практике будут снижать рост реального ВВП.
«Также в прогнозе не учитывается влияние экологических факторов, кроме как переход на более зеленые технологии в энергетике», — отметил Михаил Попов, добавив, что уже сейчас заметно влияние на экономику количества природных катастроф и ухудшения климатических условий за счет нарушения цепочек поставок и ограничения доступа к ресурсам. Так было в случае с циклонами в США и Мексиканском заливе. Кроме того, вышеуказанные катаклизмы могут серьезно влиять на добычу энергоносителей и возмость неурожаев. Все это будет создавать шоки в экономике и снизит эффективный темп роста.
Попов предположил, что, скорее всего, реальные темпы роста будут скромнее, чем указанно в прогнозе PwC, и окажутся сильно зависимыми от развития политической ситуации, так как сейчас напряженность в мире сохраняется на фоне экономических проблем. В разных странах начинают усиливаться старые политические и военные конфликты. «Это и будет «черным лебедем» 2022 года, так как многие страны откладывали решение экономических проблем в течение двух предыдущих лет пандемии», — констатировал СЕО TalkBank.
Что касается прогноза по нашей стране, то мнение PwC совпало и с другим экспертным мнением. «Ожидания на 2022 год полностью соответствуют нашему базовому прогнозу по ВВП России с приростом на 3%», — заявил «Эксперту» директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. В него, пояснил эксперт, включены возможности замедления роста мировой экономики из-за логистических ограничений, позитивная динамика на рынке акций и сохранение цен на энергоносители и сырье высокими.
При этом сохраняется избирательный подход при формировании портфелей еврооблигаций и оценке кредитных рисков. Присутствуют возможности для сохранения санкционного давления, а также риски новой волны торговых ограничений. Исходя из картины января, все пока реализуется именно таким образом с некоторыми вариациями. Сейчас видно, отметил аналитик, что ключевой проблемой для российской экономики остается геополитика и сопряженные с ней риски.
Впрочем, считает Владимир Брагин, есть и иные сценарии. Негативный прогноз предполагает рост ВВП на 1%, если будут введены новые ковидные ограничения и санкции, а цены на нефть резко скорректируются. Позитивный же прогноз предполагает рост ВВП на 4% на фоне активного стимулирования экономики и реализации инвестиционного сценария роста.