«Тригерром протестов стало повышение цен на газ особенно в тех районах, где люди очень сильно зависят от сжиженного газа, где добывают эти ресурсы. Для местных жителей это очень важно, потому что они сами задействованы в производстве этого топлива. Главный вопрос общества к власти: почему мы добываем эти ресурсы и должны платить за них какие-то несусветные деньги.
А причины глубже: общее недовольство происходящим в стране, экономические проблемы последних лет, транзит власти, который происходит недемократическим путем.
Очень показательно, что именно Алматы стал центром протеста и всегда им был. Город очень политически активный.
Все скопилось вместе. Экономический спад из-за пандемии, закрытые границы с Китаем, с которым у Казахстана основной товарооборот. На все это накладывается засуха этим летом, был неурожайный сезон. Энергокризис окончательно добил.
Внешний фактор в протестах отсутствует, и казахстанская власть сама об этом говорит. Стране не пойдет по украинскому сценарию: слишком уж разные политические системы в Казахстане и на Украине.
Самый главный фактор падения режима — это раздробленность элит. А это в Казахстане пока не наблюдается. В этой стране сплоченная политическая элита. Режим не настолько хрупкий чтобы рухнуть».