Запасы важного для глобальной экономики сырья опустились до исторических минимумов, пишет Financial Times. Быстро растущий спрос и проблемы с поставками угрожают усилить инфляцию на всей планете. Наиболее наглядно очень высокий спрос на полезные ископаемые и сырье заметен на рынках фьючерсов, где наблюдаются скидки на большое количество товаров. Такое явление означает недостаток сырья.
Особенно тяжелая ситуация сложилась с металлами, где спотовые цены по ряду контрактов на Лондонской бирже металлов торгуются выше, чем цены по более поздним срокам доставки, потому что трейдеры очень заинтересованы в немедленных поставках.
«Это очень радикальная ситуация,- говорит аналитик Goldman Sachs Николас Сноудон.- Ситуация сложилась даже беспрецедентная ситуация. Предложение же пока молчит»».
Дефицит проявился на фоне уже достаточно длительной высокой инфляции, которую питают логистический проблемы и повышенный спрос многих экономик, восстанавливающихся после коноравирусных локдаунов. Потребительские цены в США растут самыми высокими темпами за последние 40 лет. Достаточно сказать, что инфляция достигла в январе 7,5%.
Запасы меди на главных биржах опустились до немногим более 400 тыс. тонн. Их хватит для глобальной экономики менее чем на неделю.
Низкие запасы и алюминия. Плавильные заводы в Европе и Китае снижают производительность из-за резкого роста цен на электроэнергию.
«Запасы (алюминия) низкие не только на складах,- поясняет аналитик Bank of America Майкл Видмер,- но и по всей длине цепочек поставок. В системе возник низкой буфер безопасности».
Цена тонны алюминия на прошлой неделе поднялась выше 3200 долларов, что является 13-летним максимумом. Цены рванули вверх после заявления Goldman о том, что запасы могут закончиться уже в 2023 году.
Снижение производства – лишь одна из причин, стоящих за проблемами с поставками. Главный индекс сырья - Bloomberg Commodity Spot вырос в этом году более чем на 10% и установил в феврале рекорд. 9 из 23 контрактов, по которым рассчитывается этот индекс, по данным Refinitiv, торгуются со скидками.
Другими причинами дефицита являются нехватка инвестиций в развитие новых рудников и нефтяных месторождений, плохая погода и проблемы с цепочками поставок, вызванные пандемией. Международное энергетическое агентство (IEA) предупредило 11 февраля, что цены на нефть, превысившие уже 90 долларов за баррель, могут подняться еще больше, потому что на выходе из пандемии у ОПЕК и ее союзников проблемы с возвращением к прежним уровням добычи.
Цены на газ в Европе остаются высокими на фоне геополитической напряженности вокруг Украины и снижения поставок голубого топлива из России. Газовые хранилища на континенте заполнены, по данным консалтинговой компании ICIS, лишь на 35%, что значительно ниже среднего уровня.
«Риск дефицита в конце зимы низкий,- считает аналитик ICIS Томас Роджерс,- но летом рынку понадобятся крупные поставки, чтобы предотвратить повторение нынешней ситуации следующей зимой».
Схожая картина на продовольственных рынках. Например, запасы кофе арабики сейчас минимальные за 22 года. Снижение экспорта из Центральной Америки и разрывы в цепочках поставок привели к тому, что запасы арабики на фьючерсной бирже ICE сейчас самые низкие более чем за два десятилетия.
По словам старшего аналитика Rabobank Карлоса Меры, снижение запасов кофе в 2022 году «катастрофическое». Дальнейшее снижение запасов увеличивает возможность неконтролируемого скачка цен. Цены на арабику на ICE недавно подскочили до 2,59 долларов за фунт (453 г), что является десятилетним максимумом. Рост цен на полтора месяца 2022 года уже составил 13%. Цены на арабику сейчас превышают цены середины февраля 2021 г. более чем вдвое.
Дефицит угрожает и другим рынкам. В Citigroup, к примеру, считают, что спрос на литий, главное сырье для аккумуляторов, превысит в этом году предложение на 6% из-за роста продаж электромобилей. В прошлом году цены на карбонат лития, который подходит для использования в аккумуляторах, взлетели более чем на 400% и превысили 50 тыс. долларов за тонну.
С учетом ограниченных запасов в банке Citigroup полагают, что для снижения спроса и приведения рынка в сбалансированное состояние потребуются «астрономические» цены.