Правильно и вовремя: Россия жестко ответила Германии на санкции против RT

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
3 февраля 2022, 22:03

МИД РФ объявил в четверг о прекращении вещания немецкого телеканала Deutsche Welle. В Германии поднялась волна возмущения из-за действий Москвы - однако реакция России на запрет RT DE в Германии была не просто логичной, а единственно правильной

Oliver Berg/dpa/picture-alliance

Ответно

Ни для кого не секрет, что российско-немецкие отношения сейчас находятся на достаточно низком уровне, и что лидеры обеих стран (президент Владимир Путин и кацлер Олаф Шольц) искренне хотят их улучшить Именно поэтому герр Шольц, продемонстрировавший Кремлю свою субъектность (когда Берлин публично выступил против политики Вашингтона по нагнетанию напряженности вокруг Украины) заявил о намерении 15 февраля посетить ФР с визитом.

Казалось бы, сейчас Россия должна вместе с Германией создавать подходящую атмосферу для ожидаемых переговоров, на которых сторонам предстоит обсуждение ряда сложнейших тем – от европейской безопасности до Северного потока. Однако вместо этого Москва в буквальном смысле ударила немцам по рукам – в день объявления о визите российские власти ввели санкции против немецкой телерадиокомпании «Deutsche Welle» (DW). Закрыли ее корпункт в Российской Федерации, аннулировали аккредитацию сотрудников, заявили о прекращении спутникового и иного вещания канала на территории России. Кроме того, данное немецкое СМИ будет, скорее всего, признано иноагентом.

Кому-то может показаться, что Россия стреляет себе в ногу и намеренно срывает саммит – ведь очевидно, что реакция немецких журналистов, политиков и дипломатов на санкции против DW будет крайне резкой. Однако на самом деле решение России не просто логичное, но и единственно верное в нынешней ситуации. Оно соответствует принципам взаимности, посылает правильные сигналы западным правительствам и, конечно же, улучшает климат российско-немецких переговоров.

Напомним, что решение о запрете DW было принято после того, как Москва исчерпала иные способы убедить немцев снять санкции против немецкого отделения телеканала RT (RT DE), которому не давали работать в ФРГ. В Кремле много раз предупреждали, что если компромисс не будет найден, то она ответит зеркально – и в результате на следующий день после того, как немцы официально запретили RT DE, российские власти запретили DW. Добавив к санкциям против телеканала еще и «запуск процесса формирования перечня представителей государственных и общественных структур ФРГ, причастных к ограничению вещания «RT DE» и иному оказанию давления на российского медиаоператора, которым будет запрещен въезд на территорию Российской Федерации» и добавив, что «публикация перечня не предполагается».

Свободно

И когда немецкие СМИ наподобие Frankfurter Allgemeine Zeitung называют российские действия «местью Москвы», то они ошибаются – это не месть, а воплощение принципа взаимности. Берлин, впрочем, этот принцип не признает. Депутаты бундестага и федеральные министры уверяют, что сравнивать RT и DW нельзя – ведь если российский телеканал является государственным, то немецкий – частный, а значит вроде как свободный в своих высказываниях. «Именно потому, что свобода печати является ценным достоянием, государственное радио в Германии запрещено. Таков урок двух диктатур на немецкой земле», - говорит член Бундестага Юрген Триттин. «В отличие от пропагандистского канала RT DE, Deutsche Welle предлагает независимую и критическую журналистику», - возмущается председатель Ассоциации немецких журналистов Франк Юбералл.

Странные аргументы. Во-первых, никакой независимой журналистики не бывает. Любые статьи любого журналиста в более-менее серьезном издании всегда зависят от мнения редактора, редакционного политики издания, позиции хозяина этого издания и его спонсоров, а также - в случае западных СМИ – от позиции «прогрессивного» западного сообщества, которое может подвергнуть остракизму любое издание за крамольные мысли. Во-вторых, никакой «критической журналистикой» DW в отношение России не занималась. Критика – это аргументированный разбор, тогда как DW ретранслировала лишь набор мифов из серии «русские собираются вторгнуться на Украину», даже не утруждая себя каким-то анализом мотивов такого странного российского желания.

Понятно

Вопрос теперь в том, как Берлин ответит на запрет DW. Немцы, конечно, могут запустить спираль эскалации – однако в МИД предупредили, что санкции против DW являются лишь первым шагом. Так, по мнению главы RT Маргариты Симоньян, если Германия в ответ пойдет на эскалацию и закроет корпункты российских средств массовой информации в ФРГ, то «тогда МИДу придется прекратить деятельность всех немецких СМИ в Москве, а не только Дойче Велле. Их больше, чем российских — в Германии».

Собственно, это и есть часть сигнала, который Москва посылает Западу. На примере санкций против DW Кремль демонстрирует, что больше не будет терпеть третирование российских журналистов на Западе – в частности, той же RT. И если это третирование продолжится, то по пути DW пойдут французские, американские, британские и другие западные СМИ.

И это для них будет проблемой. Да, Запад хочет устранить со своей территории RT – канал, который смущает умы граждан США и ЕС тем, что дает альтернативную от официальной западной линии информацию. Однако при этом для Америки и Европы куда важнее сохранить свое информационное присутствие в России. Дело в том, что западные СМИ (которые, вроде как, независимые) являются важным инструментом Запада по влиянию на российское общественное мнение. Особенно в преддверии выборов 2024 года. Если Москва запретит их, то реализовывать свою повестку и «работать» с гражданским обществом в России американцам и европейцам будет гораздо сложнее. Поэтому не исключено, что после демонстративной экзекуции в отношении DW западные регуляторы хотя бы частично снизят давление на российских журналистов.

Что же касается влияния ответных мер Москвы на переговоры с Шольцем, то очевидно, что успех переговоров зависит от многих факторов – в том числе, и от серьезности восприятия партнера по диалогу. Если Германия поймет, что Россия устала терпеть санкции и впредь будет жестко отвечать на любые несправедливые ограничения, вводимые против ее организаций или против россиян, то, возможно, немцы куда более ответственно подойдут к переговорам, например, по "Северному Потоку – 2". Да и вообще поймут, что все эти игры с санкциями пора заканчивать. Если, конечно, они хотят поднять российско-немецкие отношения с нынешнего достаточно низкого уровня.