Спотовые тарифы на перевозку американского сжиженного газа (СПГ) в Европу на этой неделе впервые в истории стали отрицательными, то есть опустились ниже ноля. Объяснение этому удивительному явлению простое, считают аналитики Spark Commodities – количество газовозов в Атлантическом океане сейчас значительно превышает потребность в них.
В декабре 2021 года и в январе года текущего десятки танкеров с американским СПГ устремились в Европу, чтобы согреть «замерзших» европейцев. В результате энергетического кризиса цены на газ в Старом Свете, напомним, тогда резко пошли вверх и превысили азиатские.
Американские торговцы газом, естественно, не устояли перед соблазном заработать на росте цен и перенаправили часть танкеров с СПГ из Азии в Европу. В этом нет ничего удивительного, потому что цена на газ в Старом Свете на пике энергетического кризиса превышала цену в хабе Генри в США в 14 (!) раз.
Количество газовозов в Атлантике в последние дни и недели резко выросло, а тарифы на перевозки, естественно, так же резко упали. В результате 8 февраля Spark Commodities зафиксировал первый в истории отрицательный тариф на перевозку СПГ – 750 долларов в день со знаком «минус».
Всю прошлую неделю тарифы продолжали снижаться на фоне слабого спроса на корабли и их переизбытка как в Атлантике, так и в Тихом океане.
Между тем, совсем недавно, в конце прошлого года картина была диаметрально противоположной. Тогда тарифы на перевозки били один рекорд за другим на фоне подготовки азиатских стран к зиме, а также энергетического кризиса, разразившегося осенью 2021 года в Европе. Сейчас тот же кризис, вернее, резко выросший спрос на СПГ и танкеры, которые его перевозят, опустили цены на доставку ниже ноля.
Январь стал вторым месяцем подряд, по данным Refinitiv, когда главным местом назначения газовозов с американским СПГ была Европа. В первом месяце 2022 года туда отправились почти две трети экспорта американского сжиженного газа. Немногим меньше – 61% танкеров с газом из Америки отправились в Европу в декабре прошлого года.