В 2022 году Индия и Россия отметят 75-летие дипломатических отношений. Привилегированный статус отношений подтверждается, в том числе, рядом официальных и неофициальных мероприятий.
Одна из двух поездок, которые президент России Владимир Путин совершил в 2021 году — это визит в Индию (первой была июньская встреча с президентом США Джо Байденом в Женеве). Этот шаг больше, чем просто символика традиционно теплых российско-индийских отношений и не просто сигнал о том, что во время все более напряженных отношений с Западом у России есть друзья в других частях мира.
Что касается Индии, то в издании Стратегии национальной безопасности России от июля 2021 года отношения с Нью-Дели описываются как «особое привилегированное стратегическое партнерство». В целом этот статус оправдан, однако есть и некоторые барьеры, которые необходимо будет преодолеть, чтобы вывести партнерство на принципиально новый уровень.
В прошлом году Нарендра Моди в очередной раз подтвердил интерес Индии к экономическим проектам на Дальнем Востоке России, тем самым поддерживая продолжение политики Нью-Дели «Взгляд на Восток». В канву активизации российско-индийских отношений укладывается и открытие судоходной линии Владивосток-Ченнай (Восточное побережье Индии), предварительное соглашение о котором было достигнуто на встрече заместителей министров иностранных дел.
В 2022 г. в рамках программы российско-индийского сотрудничества будет активизирована деятельность в области фармацевтики, судостроении и конструкторских работах, в сельском хозяйстве, лесопользовании, а также в области огранки алмазов. К этому списку следует добавить действие программы по работе индийских специалистов за рубежом, которая будет запущена в России в 2022 г.
Специальная военная операция России в Украине стала переломным моментом для части евро-ориентированного бизнеса, который был поставлен в условия поиска альтернативных рынков сбыта продукции, ухода от евро- и долларовых транзакций, а также поиска товаров-заменителей. Теперь российские компании вынуждены искать информацию и изменять своим привычкам.
Несмотря на всеми декларируемый поворот в сторону Азии, российский бизнес не торопиться изменять своим привычкам. Российским государственным корпорациям и бизнесу более привычне вести дела с Европой и быть может еще с Китаем, чем с Индией. Российские СМИ практически не представлены в Индии, а информационный фон и осведомленность остается на довольно низком уровне. У российской общественности довольно ограниченные знания и понимание того, что происходит в Индии. Туризм и культурные контакты в последние годы активизировались, но пандемия сильно ограничила их.
Один из барьеров, который сильно мешает развитию Российско-индийской торговли, это информационный вакуум. Необходимо повышать уровень и качество информирования обеих сторон о том, что происходит в России и в Индии. Пока что количество информации минимально, зачастую она не достоверна и необходима ее верификация.
Наиболее эффективно было бы создать на базе общественной организации, такой как Деловая Россия, ресурс, который собирал бы достоверную информацию от обеих сторон и интегрировал ее на одной площадке. Например, сейчас некоторая информации доступна на сайте Российского экспортного центра касательно направления экспорта, но по импорту товаров до сих пор такого ресурса нет. В этом плане может помочь аналоговый РЭЦ ресурс, который создан в Индии.
Помимо информационного вакуума, существует другой барьер, связанный со слабой коммуникацией между российскими и индийскими представителями.
Усиление данного направления необходимо как для получения актуальной информации, так и для оперативного решения текущих задач. 2022 год обещает быть не стабильным, уже сейчас мы наблюдаем, что европейские партнеры оказались в зависимости от политической обстановки, поэтому усиление коммуникации видится логичным продолжением мер развития Российско-индийских отношений. Здесь видится создание рабочих групп, которые на уровне МСП будут собирать обратную связь с обеих сторон, консолидировать информацию, выявлять наиболее частые барьеры ведения бизнеса и далее передавать информацию на следующий уровень для оперативного решения поставленных задач.
Как ни банально, одной из наиболее частых ошибок экспортеров является недостаточное знание и погружение в особенности рынка. Перед выходом на любой внешний рынок необходим тщательный анализ, понимание, на какой части территории старны ваша продукция актуальна, кто ваши клиенты, какую нишу вы можете занять и какая ценовая политика вам подходит. Индийский рынок довольно сложный и вместе с тем развитый, на нем уже сложилась жесткая конкуренция. Здесь необходимо учитывать, что в каждом штате свои правила игры, и для успеха понадобятся знания всех особенностей, начиная от языковых и заканчивая религиозными.
Следующий барьер представляет собой отсутствие адаптации или слабую адаптацию продукта под индийский рынок.
Уникальный товар, высокое качество, спрос на рынке — это те важнейшие характеристики, которые на первый взгляд необходимы для выхода на внешний рынок. Однако это лишь вершина айсберга, которую мы можем визуально оценить, измерить и сравнить, не углубляясь в процессы. За любым успешным товаром стоит грамотный маркетинг, адаптация к конкретному рынку, кропотливый процесс поиска и подбора бизнес-партнеров и инвестиции.
Сейчас популярны так называемые компании-фасилитаторы или Торговые дома. Их основной задачей стоит вывод продукта на внешний рынок, который включает в себя анализ рынка, адаптацию продукта под стандарты внешнего рынка, поиск надежных партнеров, расчет различных сценариев — совместное предприятие с локализацией в Индии (тут речь может идти о конкретном штате, которые предлагает наиболее предпочтительные условия и льготы), или, например, экспорт из России с расчетом оптимальной логистики.
На этапе, когда создан уникальный продукт, который зарекомендовал себя на рынке России, многие компании не видят необходимости инвестировать средства в работу экспертов и пренебрегают помощью Торговых домов, считая их разновидностью инфоцыган. С одной стороны, Торговые дома обладают в большей мере общедоступной информацией (статистика, информация о налоговых и юридических аспектах, особенностях штатов и субсидиях), но та уникальная часть данных о внешнем рынке, опыт и знание бизнес-этики, сеть проверенных партнеров, которыми они располагают, дают тот самый ключ к успешному выходу на рынок Индии со всеми его нюансами и возможностями.
Россия долгие годы делала фокус на сотрудничестве с Китаем, поскольку помимо огромного рынка сбыта и налаженного производства, у России с Китаем есть общие границы, а с Индией — нет. Так что следующий важнейший барьер — это логистика между странами.
В этой части особую значимость имеет коридор «Север-Юг», потому что он дает России прямой доступ на индийские рынки через Иран. Индия и Россия расположены относительно близко только на политической карте мира, в действительности основные товары доставляются по морю, и маршрут требует несколько перегрузок, что повышает стоимость транспортировки.
Вопрос логистики между Индией и Россией — это потенциально интересное направление, которое будет развиваться, однако географический фактор долгое время будет затруднять развитие российско-индийских торговых отношений.
Несмотря на барьеры, такие как информационный вакуум, слабая коммуникация, недостаточное исследование рынка и логистика, российско-индийские отношения имеют огромный потенциал, поскольку геополитическая обстановка меняется, и самое время российским компаниям сделать ставки на в высшей степени перспективного странового партнера на Востоке.