«Итальянская» забастовка «Газпрома»

Константин Смирнов
обозреватель Monocle.ru
16 августа 2022, 21:52

Экспорт российского газа в Евросоюз сокращается ускоренными темпами. Однако «Газпром» заранее подготовился к рискам, сопряжённым с данной ситуацией. Европейцам придется заплатить тройную цену за действия своих правительств.

Sina Schuldt/dpa/picture-alliance
Газохранилище компании Astora (входит в Gazprom Germania GmbH) в германском Редене
Читайте Monocle.ru в

ПАО «Газпром» 16 августа отчитался о добыче и экспорте своей продукции за 7,5 месяцев этого года. Добыча упала на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт в страны дальнего зарубежья рухнул на 36,2%. 

Аналитики компании прогнозируют рост спотовых цен в Европе этой зимой до 4000 долларов за одну тысячу кубометров. Это наверняка приведет к остановке ряда ключевых отраслей промышленности и сверхжесткому нормированию потребления газа и других видов топлива.

Экспортный перелом

Последний официальный отчет «Газпрома» об основных производственных результатах, полученных в период с 1 января по 15 августа этого года, свидетельствует о продолжающемся коренном переломе в экспортной политике. Начиная с апреля, экспорт в страны дальнего зарубежья (в основном в страны ЕС) стал резко сокращаться. При этом динамика становится все более крутой. 


Так, по предыдущим данным «Газпрома», в апреле поставки в целом за рубеж упали на 26,1% по сравнению с апрелем 2021 года. В мае — уже на 30,6%. По итогам первых пяти месяцев — на 27,6%.

В июне спад экспорта достиг 49,7%. В июле — 58,4% год к году. По итогам первых 7 месяцев поставки газа за рубеж снизились на 34,7%. В 1-й половине августа экспорт рухнул уже на 59% г/г. В целом за 7,5 месяцев этого года — на 36,2%. 

Физические объемы экспорта соответственно составили 78,5 млрд кубометров (минус 44,6 млрд кубов по сравнению с прошлым годом). Стоит отметить, что столь рекордное сокращение газового экспорта в этом году затронуло именно большинство стран Евросоюза (за исключением Венгрии, куда несколько дней назад начались поставки дополнительных к прежнему долгосрочному контракту объемов газа в размере 2,6 млн кубометров в сутки).

В результате, по подсчетам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислава Митраховича, сейчас доля импорта российского газа в ЕС составляет всего лишь 15% от общего объема вместо более 40% годом ранее. Но при этом поставки не в страны-члены ЕС только нарастают. 

Экспорт в Турцию, например, в этом году останется примерно на прошлогоднем уровне и даже немного вырастет. Ожидается более 33 млрд кубометров, которые по графику поступают по двум газопроводам: «Голубому потоку» и первой нитке «Турецкого потока». Вместе с поставками в Венгрию небольшими объемами  — в  Сербию это в какой-то мере скрасит мрачную картину падения экспорта российского газа в 12 стран ЕС, тем более, что  еще семь стран не получают его уже с конца апреля — начала мая, отказавшись расплачиваться за топливо рублями.

В то же время опережающими темпами растет загрузка «Силы Сибири». По данным «Газпрома», поставки газа в Китай за 7 месяцев этого года выросли на 60,9%. Физические объемы не сообщаются. Но в 2021 году через данный газопровод прокачали 10,4 млрд кубометров. Значит этот год будет завершен примерно с 17 млрд кубов. Здесь надо учесть, что по этому трубопроводу газ идет изначально идет из месторождений Восточной Сибири и соответственно данные поставки не компенсируют добычу и экспорт из основных российских месторождений, расположенных в Западной Сибири.

Что касается падения экспорта в Европу, как известно, вызвано оно прежде всего ограничительными мерами, которые уже введены Еврокомиссией или отдельными национальными правительствами, или планируются. Хотя формально газовые санкции на уровне всего ЕС пока не вводились, но правительства Польши и прибалтийских настаивали на включении в недавно опубликованный 7-ой санкционный европакет полный запрет на импорт российского газа странами Евросоюза. .

Впрочем, уже в декабре прошлого года после того, как Международное энергетическое агентство (МЭА) бездоказательно обвинило «Газпром» в недопоставках, страны ЕС перешли к массовым закупкам СПГ в США. В январе этого года они сразу увеличились вдвое по сравнению с январем 2021 года. Тренд на замену российского трубопроводного газа на сжиженный американский и катарский со временем только усиливается.

Кроме того, в конце марта собственность «Газпрома» была фактически реквизирована в Германии и Великобритании. Естественно, российская компания сначала объявила, что за бывшую собственность никак не отвечает, а 11 мая перекрыла вентиль. Еще ранее — 27 апреля — это было сделано в отношении Польши и Болгарии, которые отказались оплачивать российский газ в рублях. Варшава еще более обострила конфликт, когда сделала практически невозможными поставки по трубопроводу «Ямал — Европа», национализировав принадлежащую «Газпрому» долю компании в компании EuRoPol GAZ (именно она управляет польским участком данного газопровода).

Затем был прекращен транзит через украинскую ГИС «Сохрановка». Наконец, канадские санкции, примененные против газоперекачивающего оборудования, поставляемого в Россию, привели к тому, что с 27 июля газопровод «Северный поток — 1» функционирует лишь на 20% от установленной мощности — не более 33 млн кубов в сутки.

К тому же в мае Еврокомиссия по рекомендациям МЭА приняла план по экономии энергии, который должен к 2025 году привести к полному отказу от российского газа. 5 августа к этому плану добавили обязательство в добровольно-принудительном порядке сократить с 1 августа по 31 марта будущего года потребление газа и электричества на 15%.

В этих неприемлемых обстоятельствах «Газпром» просто вынужден сокращать быстрыми темпами экспорт в ЕС. И, скорее всего, речь может зайти о полном его прекращении уже к концу этого года.

Добычная экономия

В принципе, речь об этом заходила еще в марте. Но экспортный газ надо было куда-то пристроить — отечественные ПХГ не бездонны. Переориентировать трубные поставки не так-то просто. Для этого нужно время. Пока переговоры с Китаем о строительстве «Силы Сибири-2» к окончательному результату не привели. А по новому трубопроводу планируется перенаправить на Восток треть прошлогоднего экспорта в Европу — 50 млрд кубов.

Такой же объем глава «Газпрома» Алексей Миллер на ПМЭФ-2022 обещал поставить на внутренний рынок. Одна из веток «Северного потока-2» уже заточена на отечественные нужды. Но такой объем газификации реализовать в полной мере можно лишь минимум через три-четыре года. Пока же за 7,5 месяцев внутренние поставки упали на 2,3%. Многие потребители газа в условиях санкций сокращают производство.

Поэтому «Газпрому» пришлось сокращать добычу. В апреле — на 10%. В мае — на 14,5%. В июне — на 30,4%, В июле —  на 35,8%. С 1 по 15 августа — на 32,2%. В итоге, за 7,5 месяцев — на 13,2%.

Таким образом, падение добычи газа нарастает буквально день ото дня. Фактически перекрыт майский прогноз Минэкономразвития, в котором утверждалось, что падение добычи газа в этом году составит всего лишь 5,5%, а экспорта — 10%.

Однако, по мнению экспертов, ситуация вовсе не безнадежна. Во-первых, чисто технологически торможение добычи для месторождений не несет никаких рисков. Просто определенные объемы газа останутся на будущее. «Газпром» технически и финансово справится с восстановлением объемов и наращиванием добычи. Станислав Митрахович напомнил, как в 2009 году в результате мирового финансового кризиса компания сократила добычу на 80 млрд кубов, тогда резко упал и экспорт. 

Во-вторых, что еще важнее, финансовый результат от сокращения добычи и экспорта может уменьшиться в разумных пределах. Так, в первом полугодии, российский газ продавался в ЕС в среднем за 800-1000 евро за 1 тысячу кубометров. А 16 августа на биржах ICE и TTF спотовая цена зашкалила за 2500 долларов. 

В «Газпроме» не исключают, что к зиме цена взлетит до 4 тысяч. То есть, российский газ, если не придется совсем перекрыть вентиль (чего, впрочем, не исключают некоторые эксперты), пойдет по двойной, а то и по тройной цене. При этом в Евросоюзе галлопирует инфляция, а многие производства закроются. Например, уже сейчас практически не работают большинство заводов по производству минеральных удобрений.

Впрочем, «Газпром» подготовился к падению и финансовых результатов. 30 июня собрание акционеров компании отказалось выплачивать рекордные дивиденды за прошлый год в размере 1,244 трлн руб. Половину этой суммы пришлось бы отдать частным инвесторам, включая американских (им принадлежало 16,4% ADR). Правда, из этой суммы 416 млрд рублей придется отдать государству через увеличение ставки НДПИ. Но более 800 млрд рублей останется в бюджете «Газпрома», и они будут направлены на инвестиционные программы, в первую очередь, речь идет о газификации регионов РФ.

Кроме того, «Газпромбанк», по поручению материнской компании и согласно новому закону, приступил к автоматическому переводу депозитарных расписок в акции ПАО «Газпром». Тем самым происходит консолидация финансовых активов российского газового гиганта, которые отныне в виде ADR не смогут торговаться на зарубежных биржевых площадках в обход контроля российской газовой компании.