Как Autodoc.ru Владислава Соловьева стал крупнейшим марткеплейсом автозапчастей

31 января 2023, 19:46

Российская компания “Автодок”, развивающая сегодня крупнейший маркетплейс автозапчастей Autodoc.ru и одноименную сеть магазинов по всей России, была основана Владиславом Соловьевым в тот период, когда российский автопром начал снижать объем производства и появился импорт “иномарок”.

Сергей Бобылев/ТАСС
Читайте Monocle.ru в

Изначально поставки из-за рубежа были стихийными, гарантий зачастую никаких не было, поэтому граждане массово учились самостоятельному ремонту зарубежных автомобилей или обращались в самостийные автосервисы. И тогда остро встал вопрос о необходимости оперативных поставок комплектующих.

Быстрее рынка

В середине 90-х Владислав Соловьев стал заниматься поставками автомобилей и запасных частей к ним и постепенно сосредоточился именно на дистрибуции комплектующих, спрос на которые в России рос по экспоненте. В 1998 году он основал компанию “Автодок” и открыл в Москве первый магазин автомобильных запчастей.

Основные усилия на первом этапе Владиславу Соловьеву и его команде приходилось направлять на выстраивание взаимодействия с производителями и крупнейшими дилерами комплектующих. Такая работа дала свои плоды, сейчас компания поставляет с центральных складов основных автопроизводителей России, доставляет запчасти из ОАЭ, Кореи, Китая, Японии и других стран, сотрудничает с Kayaba, Total, Liqui Moly, Motul, Sangsin Brake и др.

Первые девять лет компания расширяла розничную сеть за счет самостоятельного открытия новых торговых точек, сначала в Москве, потом в Санкт-Петербурге и в других городах Центральной России. Но в 2007 году ретейлер запустил франчайзинговую систему, рассказывал ранее Владислав Соловьев. На тот момент бренд Autodoc.ru уже стал узнаваем. Франшиза заинтересовала и единичные салоны, и небольшие сети, которые благодаря партнерству получили доступ к обширной базе автозапчастей и узнаваемую вывеску. Сейчас компания представлена от Калининграда до Курильска на Сахалине. Кроме того, первые торговые точки работают в ближнем зарубежье – в Казахстане.

Под брендом Autodoc.ru работает более 210 магазинов в 133 городах России, а одноименный сайт стал ведущим маркетплейсом на рынке розничных продаж запчастей легковых автомобилей. Сейчас на Autodoc.ru можно приобрести 22 млн номенклатурных наименования более 3 тыс. торговых марок.

Автомобильный рынок России, как и сегмент запчастей, за последние 15 лет вырос в 2,5 раза. Autodoc.ru росла вместе с базовым рынком и даже быстрее его. К настоящему времени количество клиентов ретейлера превысило 3,5 млн человек.

Цифровизация решает

Как только в России начала развиваться интернет-торговля, Соловьев сразу решил делать ставку на онлайн. После тщательной разработки проекта, он запустил в 2008 году Autodoc.ru.

Следуя рыночным тенденциям, компания год за годом совершенствует цифровую платформу, внедряет новые решения. Например, уже два года Autodoc.ru использует алгоритмы искусственного интеллекта, которые помогают покупателям быстро и точно подобрать запчасть.

“Учитывая, что наши прайс-листы насчитывают более 200 млн предложений, то это оказалось востребованной опцией, – отмечают в команде Владислава Соловьева. – Клиент может выбрать среди оригинальных или неоригинальных запчастей от разных производителей и по разным ценам”. 

Для более эффективного взаимодействия “Автодок” внедрил удобную цифровую систему формирования заявок. Программа “Автодок-клиент” позволила автоматизировать оптовые закупки, а также может автономно перенаправлять розничную заявку с маркетплейса поставщику запчасти, рассказывал президент компании “Автодок” Владислав Соловьев.

Ставка на e-commerce стала особенно оправдана в “ковидный” период, когда интернет-продажи выросли сразу в 1,5 раза. Только в Play Market число скачиваний мобильного приложения Autodoc превысило 1 миллион. “Все больше клиентов предпочитают делать покупки с помощью нашего мобильного приложения”, – рассказывал Владислав Соловьев.

Турбулентный период

В 2020 и 2021 годах отечественный рынок автозапчастей прирастал по 30% год к году в связи с возникшим из-за пандемии дефицитом новых автомобилей и их подорожания. Кроме того, в период “ковидных” ограничений на персональные автомобили увеличилась нагрузка, соответственно, чаще стал требоваться ремонт.

Сложности появились и в сегменте запчастей. “Многие мировые производители автомобильных компонентов испытывали сбои в своей работе, и одно время на рынке была ощутима нехватка некоторых комплектующих, – отмечали в команде Владислава Соловьева.

Турбулентный период продолжился и в 2022 году – сбои логистики из-за “ковида” дополнили санкционные ограничения. Глобальная нехватка контейнеров и судов для поставок, подорожание металлов, всплески курса валют негативно отразились на всем авторынке. В первом квартале 2022 года на рынке возник дефицит запчастей и рост цен на них, прежде всего на оригинальные детали.

Владислав Соловьев рассказывал, что спрос в начале весны вырос трехкратно. Во многом это было связано и с тем, что автомобилисты старались закупиться заранее и с запасом, опасаясь усиления дефицита. С открытием параллельного импорта ситуация в целом стабилизировалась, хотя из-за сложной логистики цены остались на высоком уровне.                         

“Будем расти”

По данным аналитического агентства “Автостат”, объем отечественного рынка новых легковых авто по итогам 2022 года снизился почти на 60% и составил 62,6 млн единиц.

При этом количество гарантийных автомобилей в российском автопарке последние три года неуклонно снижается, а средний возраст автомобилей растет и сейчас составляет уже 15,2 года.

В этих условиях, отмечают эксперты, рынок автозапчастей вновь становится одним из наиболее перспективных сегментов. Однако надо быть готовым работать в непростых условиях, учитывая волатильность и нестабильную логистику.

“Что касается нашей компании, то мы планируем и дальше совершенствовать систему поставок, чтобы предлагать нашим клиентам максимально возможный выбор деталей и другой автопродукции. Сегодня, когда велик запрос на проверенных поставщиков, мы видим существенный потенциал для дальнейшего увеличения своей доли рынка”, – рассказали в команде Владислава Соловьева.