Развитию рынка электромобилей способствует ухудшающееся состояние экологии, истощение природных месторождений по добыче ископаемых для автомобильного топлива, непрерывный рост цен на нефтепродукты.
5 главных достоинств современных электрокаров
Производители электромобилей стараются превзойти конкурентов, выпускающих «традиционную» автотехнику. Электромашины выглядят эффектно, начинены электроникой, мультимедийными средствами, системой помощи автоводителю. В некоторых моделях периодически обновляется программное обеспечение, как на смартфонах.
Простота конструкции
Главное отличие электромобилей — электрический мотор вместо привычного двигателя внутреннего сгорания. Для заправки им требуется электроэнергия. Внешне автомобиль с электродвигателем не отличается от моделей с ДВС: в машине есть руль и две педали, колеса соединены с кузовом подвеской.
Преимущества конструкции электромобилей:
- В электродвигателе мало подвижных частей — снижается вероятность трения, износа, поломки. Ресурс движка намного выше.
- При нажатии на педаль газа вся мощность мотора передаётся на колёса. Электродвигателю не требуется разогрев, после старта он разгоняется мгновенно (за 2,5 сек. до 100 км у максимальных комплектаций).
- Высокий крутящий момент позволяет электромотору с нуля развивать до 12 000 об/мин, ему не нужен многоступенчатый редуктор.
- Для EV-авто дорожные пробки перестают быть проблемой, от частых остановок движок не изнашивается, в отличие от ДВС.
- В моторе нет легко воспламеняющихся веществ, снижается опасность возгорания при ДТП или при столкновениях с препятствиями.
- Отсутствие дифференциала и равномерное распределение веса по осям обеспечивает хорошее сцепление колёс с дорожным покрытием.
- Батарейные блоки расположены в нижней части машины (в подпольном пространстве), что повышает устойчивость автокара, упрощает управление.
- КПД электрокаров 95% — намного выше, чем у автомашин с ДВС (у них 25–40% из-за потери тепла). Мощность не снижается, благодаря отсутствию трущихся деталей.
- Нет проблем с буксировкой, сломанный автомобиль можно тянуть тросом. В машинах с АКПП приходится блокировать ось привода.
Механическое устройство электромобилей сведено к минимуму: питание от аккумулятора передаётся двигателю, который крутит колёса. Нажимая на педаль газа, водитель взаимодействует с бортовым компьютером — электронное устройство отслеживает все важные функции: контролирует уровень заряда батареи, управляет оборотами мотора, выводит информацию на дисплей.
Для сравнения:
В электрокарах на порядок меньше конструктивных элементов, которые нужно регулярно чистить, ремонтировать, менять. Нет выхлопной системы и присущих ей неисправностей, не нужен глушитель. Нет проблем с каталитическим нейтрализатором, который в обычных машинах оплавляется, забивается шлаком, ухудшает тягу, увеличивает расход топлива, из-за чего приходится проводить удаление катализатора.
Безопасность для пользователей, комфорт
Простота управления упрощает движение по городу, повышает безопасность поездок. Автомобиль ровно и плавно, без неожиданных рывков, набирает обороты. В экстренных ситуациях можно затормозить гораздо быстрее, чем на обычной машине.
Электротранспорту не требуется обкатка, не нужен щадящий режим работы в первое время после покупки новой автомашины.
Езда на электромобиле доставляет удовольствие. Современные технологии «наделяют» автомашины полезными «умными» опциями: например, системой распознавания и предотвращения столкновений.
При низких температурах электротранспорт заводится без проблем, не придётся отогревать движок подручными средствами. Холодный мотор можно без опаски нагружать, он способен работать при экстремальных режимах.
Электрокары практически бесшумны, их не слышно на дорогах. Электромотор с инвертором и редуктором работает очень тихо, в отличие от ДВС с трансмиссией.
В салоне комфортный климат, нет загазованности от выхлопов, как в машинах с ДВС. Невозможно задохнуться от угарных газов, не требуется вентиляция в гаражах и на закрытых парковках.
Многовариантность зарядки
Владельцы электромобилей могут заправлять электромашину разными способами. Удобно это делать дома: вечером поставить авто на зарядку, утром ехать по делам.
В автомобиле расположены зарядные устройства, которые позволяют заряжать аккумулятор:
- от бытовой электрической розетки;
- с помощью настенных и напольных электрозарядных устройств;
- от собственной зарядной станции — ветряка, солнечной батареи;
- в специализированных электрозаправочных пунктах.
Время, необходимое для зарядки, зависит от объёма батареи, силы тока, конфигурации зарядной станции. Для «бытовой заправки» от обычной розетки потребуется 10–12 часов, трёхфазная система зарядит авто за 4 часа, в публичных пунктах «быстрой» зарядки для наполнения батареи до 80–90% объёма понадобится 30–40 минут. Даже на сильном морозе батарея не может разрядиться до нуля — аккумуляторная система защищена от полной разрядки, всегда остаётся запас 10–15%.
Экологичность
Электромобили не выделяют двуокись углерода, не вредят экологии. Нет топлива — нет выхлопной системы и выбросов. Электродвигатель, состоящий из статора и ротора, работает в замкнутом пространстве, не образует газов.
Экономия
При сравнении стоимости автомашин покупка электромобиля кажется невыгодной. Но электрокары экономичны, при ежедневной эксплуатации они более рентабельны, чем авто с бензиновым двигателем:
- небольшие затраты на ремонт (в моторе электрокара нечему ломаться);
- недорогое сервисное обслуживание;
- снижаются расходы на заправку (цена 1 кВт электроэнергии ниже 1 л бензина и дизтоплива);
- льготы на ввоз импортных электромашин;
- низкий транспортный налог;
- бесплатные парковки;
- в специализированных местах бесплатная зарядка;
- прочие государственные субсидии и налоговые льготы.
«Домашняя» запитка машины от обычной розетки стоит недорого. Даже при заправке батареи на станциях быстрой зарядки цена услуги ниже, чем траты на бензин.
Сравнение расходов на заправку
Сравнение расходов на заправку автомашин | |||
---|---|---|---|
Вид топлива для автомобиля | Расходы энергоносителя на 100 км | Стоимость энергоносителя | Стоимость энергоносителя на 1 км пробега |
Бензин АИ-98 | 10 литров | 62 рубля | 6,2 рубля |
Дизтопливо | 4 литра | 56 рублей | 2,24 рубля |
Газ | 12 литров | 20 рублей | 2,4 рубля |
Электроэнергия | 16 кВт/час | 4 руб./кВт.час | 0,64 рубля |
Вывод: расходы на зарядку электромобиля намного ниже, чем заправка двигателя бензином |
5 главных проблем, препятствующих развитию российского рынка электрокаров
Что можно отнести к недостаткам и проблемам, которые снижают спрос на электрокары?
Работоспособность батареи
Длительность работы батарей ограничена 10–12 годами (производители дают гарантию 8 лет). Это самое слабое звено в электромобиле. При интенсивной работе аккумуляторы ежегодно теряют до 1–3% ёмкости, в зимнее время они разряжаются вдвое быстрее.
От параметров аккумулятора зависит запас хода. Пока он ограничен. В недавнем прошлом электрокар без подзарядки мог проехать 150–200 км, затем дистанция выросла до 400–500 км, сейчас на рынке есть модели, способные одолевать 600–700 километров.
Возможные сложности с зарядкой
Проблема заправки электромобилей актуальна для горожан, живущих в высотных зданиях. Невозможно снять аккумулятор с машины и зарядить его в квартире.
Вторая проблема — время зарядки. На полную заправку бензобака тратится 3–5 минут. На электрозарядных станциях придётся провести более получаса. Вскоре проблемы со строительством станций и с уменьшением времени зарядки в России будут решены.
Проблемы с ремонтом и техобслуживанием
В нашей стране пока нет материально-технической базы для обслуживания электромобилей. Не в каждом сервисном центре владельцы могут получить профессиональную помощь. Не все СТО берут электрокары на ремонт.
Высокая цена
Дорого! Цена электромобилей 6–8 миллионов рублей кажется очень высокой по сравнению с обычными машинами, которые автовладельцы предпочитают покупать на вторичном рынке. Для моделей премиум-сегмента такая стоимость приемлема.
Цены пока остаются высокими из-за дорогих аккумуляторных батарей. Это главный элемент авто, сильно завышающий его стоимость. По прогнозам инвесткомпании Morningstar, уже к 2030 году доля гибридных авто будет не менее 37%, а доля электромобилей составит 30% от общего числа продажи автомашин — более половины первичного рынка будет составлять электрический автотранспорт. Процент машин с ДВС заметно снизится. Стоит ожидать уменьшения цен в сегменте недорогих автомобилей, которые пока стоят 2–2,5 млн.
Сомнения, недоверие
Это одна из главных проблем. Всё новое пугает и настораживает.
Основные страхи:
- батарея быстро выйдет из строя, её замена обойдётся в 400–500 тысяч рублей;
- автомобиль разрядится посредине дороги, где его заправлять;
- опасно планировать дальние поездки;
- зачем платить больше, лучше купить обычную машину, с ней меньше хлопот.
Те, кто не пробовал хоть раз проехать на электрокаре, сомневаются в целесообразности покупки. Те автовладельцы, что купили электромобиль в качестве второй или третьей машины, вскоре замечают, что на других автомобилях они перестали ездить, постоянно используют только электрокар.
Подводим итоги
Плюсы и минусы автомобилей с электроприводом | |
---|---|
Преимущества | Недостатки |
|
|
Рынок электротранспорта ежегодно пополняется моделями от разных разработчиков. Сейчас производится по 12 миллионов электромобилей в год, темпы выпуска возрастают.
По безопасности и комфорту электромобили превышают привычные машины. Они следят за дорожной разметкой, контролируют полосу движения, удерживают необходимую дистанцию, при опасности включают экстренное торможение. За такими автомобилями будущее.