В Москве состоялось масштабное мероприятие «Спорт и Россия – 2023», направленное на выявление лидеров в области продвижения и развития спорта. Среди членов жюри — Антон Крастин, основатель компании «Навигация» и автор уникальной методики использования GPS-навигаторов в спортивных соревнованиях. Его идеи по-новому раскрывают возможности GPS. Пример тому — созданная им методика точного подсчета результатов на соревнованиях по GPS-ориентированию на внедорожных мотоциклах, которая помогла в разы повысить эффективность подведения итогов и решила проблему нехватки высококвалифицированных судей. Как предприниматель с инженерным образованием меняет мир своими уникальными разработками — в интервью с Антоном Крастиным.
- Антон, этим летом состоялся общенациональный форум «Спорт и Россия – 2023». Часть мероприятия — конкурс Digital Leaders Sport, куда вас пригласили в экспертный совет благодаря 20-летнему опыту в модернизации и разработке цифровых устройств. Расскажите подробнее об этом событии, и как вы оценивали проекты?
- Проект «Спорт и Россия» существует уже 10 лет, его задача — способствовать развитию спорта и здорового образа жизни в стране. В последнее время это направление превратилось в настоящую индустрию, в которую вовлечены и коммерческие компании, которые в том числе занимаются цифровыми проектами в спорте. А конкурс Digital Leaders Sport выявляет лидеров в области цифровизации и онлайн сервисов спортивной индустрии. Это серьезное мероприятие. Вместе со мной проекты оценивали, например, Дарья Санникова, имеющая благодарность от президента Республики Татарстан за вклад в подготовку и проведение Чемпионата мира по футбола FIFA 2018, Анатолий Волосов, эксперт-практик и преподаватель «Российского международного олимпийского университета», а также лауреат премии Best Business Awards в номинации «Лучший предприниматель в сфере спортивного интернет-вещания» Александр Тропарев.
Особое внимание в качестве судьи я уделял инновациям, потому что талантливые разработки меняют мир в лучшую сторону, делают процессы эффективными. В категории Digital leaders sport я бы отметил проект Articul. Это портал, разработанный специально для спортивных клубов и лиг, включая Континентальную хоккейную лигу (КХЛ). Его цель — инновационные IT-решения, позволяющие клубам и лигам улучшить свою работу. Проект в итоге и стал победителем.
- Я знаю, что вы давно интересуетесь активными видами спорта и для соревнований по GPS-ориентированию на внедорожных мотоциклах разработали методику более точного подсчета результатов, которая благодаря автоматизации процесса позволила сократить число задействованных судей и ускорить подведение итогов в 10 раз. Что подтолкнуло вас к созданию методики?
- Ранее данные контрольных точек вносили в навигатор гонщики, затем пройденный трек загружался на компьютер организаторов, и вручную измерялось расстояние от каждой точки до траектории прохождения! Учитывая тот факт, что контрольных точек на дистанции в среднем 30 – 50 штук, участников 50 – 100 человек, а на проверку одной контрольной точки тратится примерно 30 секунд, то время подсчета результатов составляло 12 – 41 человеко-часов. Соответственно, для подведения итогов требовалось от 5 до 20 человек, но зачастую такого большого количества судей на соревнованиях городского и регионального масштаба не было, поэтому подсчет результатов выливался в очень длительное и нервозное ожидание, а также в оспаривание ошибок судейства из-за человеческого фактора.
Видя такую нерациональную организацию, я и разработал методику автоматизированного контроля прохождения дистанции спортсменами.
- После этого вас регулярно приглашали на соревнования “техническим спонсором”: внедрять методику, обучать организаторов и спортсменов. Вы юридически оформили разработку?
- Нет, я не стал ее патентовать, а наоборот, позволял распространять и копировать. Потому что мой главный интерес тут не доход — мне хотелось видеть развитие спорта, его совершенствование и, конечно, способствовать акселерации применения технических средств контроля на соревнованиях.
- Вы также разработали систему использования навигаторов в сельском хозяйстве. Речь идет об установке спутникового устройства с внешней GPS-антенной на спецтехнику и методику, которая позволяет фермерам более точно обрабатывать поля с земли и воздуха. А главное — ваша система в два-три раза дешевле зарубежных аналогов и доступна небольшим хозяйствам. Расскажите о ней подробнее.
- Для начала объясню. В сельском хозяйстве при посеве культур, сборке урожая, а также при обработке, например, опрыскивании для защиты от насекомых, существует определенная сложность в управлении сельскохозяйственным орудием. Необходимо при вождении удерживать ровную траекторию движения, а между проходами должно быть точно выверенное расстояние перекрытия — от 0,1 до 0,5 метров. Без использования вспомогательных средств достаточно трудно, а иногда невозможно соблюсти требования, что приводит к перерасходу дорогостоящей жидкости, либо к появлению так называемых “огрехов” — участков необработанной культуры. При этом значительно растет усталость механизаторов, потому что им приходится управлять техникой, опираясь только на визуальные ориентиры. Влияет и тот факт, что зачастую обработку необходимо производить ночью — ниже температура, а значит, меньше испаряется жидкость.
Суть методики полностью раскрывать не хочу, так как это коммерческая тайна, расскажу основные моменты: сначала производится единоразово запись контура поля - на обычном автомобиле необходимо проехать по контуру поля. После данные загружаются в специальную программу и на основании техзадания составляется карта с траекториями движения, которая устанавливается в навигатор. Настройку и загрузку карты необходимо сделать только один раз для каждого поля, в дальнейшем данные возможно использовать неограниченное время. После установки навигатора и внешней антенны GPS вдоль оси сельскохозяйственного орудия, например, на крыше трактора, механизатор удерживает движение вдоль намеченных траекторий. За счет этого расход жидкости для опрыскивания сокращается до 20 %.
- Ваша разработка уже нашла применение в России и Казахстане. Причем пользователи говорили, что благодаря ей сумели нарастить площадь обрабатываемых полей, и активно рекомендовали методику другим предприятиям, а вы сами рекламой своей разработки особо не занимались. Намеренно?
- Да, лучшая реклама — это “сарафан”, ведь если клиента всё устраивает настолько, что он готов рекомендовать друзьям и коллегам, то не является ли это самой высокой оценкой товаров и услуг? Так произошло и с моей методикой модернизации персонального навигатора для применения в сельском хозяйстве. В любом профессиональном сообществе, будь то охотники, спортсмены, туристы, а также руководители компаний, предприятий, всегда обсуждаются вопросы автоматизации, новые методы, инновационные устройства для обмена опытом и развития компаний. Я это понимал и делал ставку именно на персональные рекомендации нашей модификации.
- Некоторые собственные ноу-хау вы используете только в своей компании ООО «Навигация», которой управляете уже 13 лет. Уже за первые четыре года существования ваш бизнес занял лидирующие позиции на международном рынке. Как вам это удается?
- Моя компания сразу показала быстрый рост. Уже в 2011 году, спустя год после создания, я вывел ее на торговую площадку eBay. Далее я расширял ассортимент, разрабатывал новые продукты. За счет самого большого представленного для продажи ассортимента запасных частей для навигаторов мы в 2014 году и достигли лидирующей позиции на международном рынке. Сегодня мы уже не только продаем оригинальные запчасти, но также сами производим ударопрочные стекла, части корпуса, в том числе прочные и износостойкие резиновые кнопки, изготавливаем собственной разработки GPS и УКВ-антенны для собачьих ошейников, а также еще более 100 различных видов запчастей.
- Клиенты со всего мира не раз отмечали уникальность ваших разработок, в частности упомянутые GPS-антенны для ошейников — их продали уже свыше 4000 штук на разных континентах: во Франции, Австралии, Новой Зеландии, США. Интерес понятен — аналогов в мире нет. Как ведете работу с зарубежными клиентами?
- Дело в том, что, основываясь на специализации моей компании и большой статистике сервисного центра, я достаточно основательно понимаю конструктивные недостатки производителей GPS-навигаторов и оперативно принимаю решения о выпуске новых запчастей, которые в большинстве случаев превосходят по характеристикам оригинальные части навигационных устройств. Так случилось и с GPS-антеннами, видя частоту обращения клиентов в наш сервисный центр и понимая недостатки в конструкции, а также отсутствие в продаже оригинальных запчастей, я разработал свой вариант конструктива. Первая партия была очень высоко оценена клиентами со всего мира, а учитывая тот факт, что аналогов действительно не существовало, это привело к лавинообразному спросу. Планируем и прорабатываем открытие офиса в Казахстане, в данный момент идет оснащение сервисного центра.
- В чем видите свой успех как руководителя компании?
- Говоря о роли лидера компании, скажу банально, успех предприятия — это не только успех начальства, но и всей команды. Грамотный лидер всегда прислушается к новым идеям, выберет правильное направление в развитии и примет верное ключевое решение. Думаю, что успешность фирмы достаточно точно характеризует личность руководителя.