В этом году на соискание наград выдвинулось рекордное количество снимков от фотографов из более 30-ти стран мира — США, Индии, Китая, Германии, Великобритании, Канады, Австралии, Италии и других. Всего было заявлено 2788 работ в шести секциях. В самой популярной категории “PID Color” участвовало 660 фотографий, где российский фотограф, член Союза фотохудожников России и Ассоциации фотографов «Евразия» Перевозчикова Анна была удостоена высокой награды PSA - Honorable Mention. Мы побеседовали с Анной о конкурсе, победившем снимке и в целом о карьере фотохудожницы.
Анна, как вам удается создавать такие фотографии чтобы они побеждали в международных салонах и конкурсах? Ведь это не первая ваша столь высокая награда.
Какого-то конкретного рецепта нет. Но есть совокупность качеств, которыми должен обладать фотограф. Как правило, это художественная и техническая составляющая. Без одного из этих компонентов невозможно создать премиальный снимок. Многочисленные курсы, книги, мастер-классы помогают справиться с технической стороной вопроса. А с художественной частью несколько сложнее, ведь это комплекс многих факторов, которые порой оттачиваются и совершенствуются годами. Ни какие бездонные по количеству пикселей матрицы фотоаппаратов не гарантируют успеха без творческого подхода.
О чем победивший снимок, в какой технике он сделан?
Снимок называется «Скрипач». На нем подросток играет на скрипке. Этот кадр я сняла в технике не традиционной для портретного жанра. Я хотела запечатлеть не только эмоции самого исполнителя, но и придать динамику кадру, показать движения смычка. Для этой цели показатели выдержки я установила на большие значения, чтобы смычок в момент игры оставлял как бы треки за собой. Однако как обычно бывает при длительных значениях выдержки можно было получить не только ореол смычка, но и смаз лица самой модели или громоздкое не эстетичное изображение руки. Поэтому задача была и в том, чтобы скрипач сам был неподвижен, а руки были в наиболее удачном ракурсе. Я сделала множество дублей на разных показателях выдержки. Благодаря слаженной совместной работе нам удалось достичь оптимальное положение модели, инструмента и настроек камеры. Это был интересный опыт.
Получается, что техника исполнения этого снимка прямо противоположна той, в которой выполнена другая ваша фотография, вошедшая в Топ-1% на известном международном конкурсе «35Awards — черно-белое, движение» в феврале этого года?
Да, и техника исполнения, и условия съемки абсолютно разные. Один кадр это стрит-фото, сделан в «полевых» репортажных условиях, а тот что награжден на конкурсе в Нью-Йорке — в студийных. Различия по технике не так уловимы внешне. Они кроются в настройках камеры. Несмотря на то, что модели на обоих кадрах находятся в движении, значения выдержки абсолютно противоположные. Кадр для 35Awards я сделала на очень короткой выдержке, меньше 1/300 секунды. Это было необходимо чтобы объект, девочка в момент прыжка над лужей, был четким, без размытия.
Расскажите о других своих известных работах, которые также связаны с параметрами выдержки. Эти кадры вообще не похожи на традиционные фотографии. К тому же они также были высоко оценены на многочисленных Салонах FIAP и PSA и были представлены на выставках в разных странах.
Речь про ICM-фотографии. Это очень интересная тематика, когда съемка ведется с преднамеренным движением камеры и время экспозиции должно быть достаточным для того чтобы полностью успеть выполнить это движение. Всем фотографам известно, что для работы с такой экспозицией, камера должна быть максимально неподвижна. Вообще желательно такую съемку вести со штатива. Но техника ICM полностью разрушает эти аксиомы. Здесь наоборот, фотограф во время спуска затвора делает движение камерой. Объекты на таких снимках отражаются не с зеркальной точность. Снимки могут быть от незначительного искажения объекта до почти не читаемых, неуловимых. Такие кадры больше похожи на сюрреалистические картины, они как абстрактная живопись.
Многие из таких кадров я представляла на выставках в Санкт-Петербурге и других городах, на Салонах FIAP и PSA, и они получали акцепты, т.е. были отобраны для итоговой выставки.
Эта тема настолько мне близка и я значительное время над ней работала, что я решила поделиться с другими фотохудожниками своими знаниями и опытом о тонкостях и аспектах техники преднамеренного движения. В середине этого года по этой тематике у меня вышла публикация в журнале «Культура и цивилизация», включенного в Перечень ВАК РФ. В статье я разбираю методики съемки ICM, технические параметры камеры и конечно же касаюсь художественной составляющей таких снимков. В нашей стране фотографы не столь часто снимают ICM, а в других странах есть активное сообщество единомышленников, организуются мастер-классы и наставничества, выпускается специализированный журнал. Я надеюсь своей работой привлечь больше фотографов в этот захватывающий жанр.
Ваши работы всегда выбиваются из общего числа снимков других мастеров, будь то пейзаж или портрет, вы всегда находите что-то новое, удивляете зрителя. Какие ваши планы на ближайшую перспективу, есть какие-то новые задумки, может новые проекты.
Фотохудожник — это человек в голове у которого множество проектов. Некоторые реализуются просто, а для некоторых нужны большие ресурсы, время, мастерство, настроение. Для воплощения каких-то идей нужно поехать на другой конец света, а для иных достаточно студии в своем городе. Когда совпадет сразу несколько моментов, то появляются интересные работы. Фотограф всегда в креативном поиске и это несомненно выливается в какие-то творения. Последнее время я стала больше внимания уделять портретному жанру, он стал мне более близок. Я экспериментирую с фонами, аксессуарами, с источниками света, схемами их расположения. И результат мне тоже нравится. Да и на фотосалонах такие снимки также имеют успех. Например, работа «Мистер Алекс» снята всего лишь с одним источником света, но получила многочисленные акцепты на выставках в разных странах, а в Салоне KANDY Photo Awards завоевала награду Lavash Merit. Мне нравится создавать фотографии, которые не только радуют коммерческих заказчиков, но также вызывают эмоции и у представителей профессионального сообщества, и у широкой публики.