Катару будет непросто продать огромные объемы сжиженного газа

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
17 октября 2023, 10:40

Две трети катарского сжиженного газа после окончания проекта расширения газовой отрасли пока остаются непроданными.

Коллаж: Тамара Ларина

У Европы, возможно, появилось неожиданное решение большой проблемы обеспечения континента «голубым» топливом в лице Катара. Как сообщает Bloomberg, Дохе нужны покупатели на две трети прибавки сжиженного газа (СПГ) после окончания грандиозного проекта расширения газовой отрасли эмирата.

Катар подписал два очень долгосрочных контракта на поставки СПГ с партнерами по проекту расширения: французским энергетическим гигантом TotalEnergies SE и китайским - Sinopec. Однако относительно остальных участников проекта расширения, включая Shell Plc, Exxon Mobil Corp. и Eni SpA, пока еще информации нет.

После 24 февраля 2022 года долгосрочные контракты на поставки СПГ, которые предпочитает Катар, конкурирующий с США за титул главного поставщика СПГ на планете, стали более привлекательны в Европе, которой пришлось заново расставить приоритеты и поставить энергетическую безопасность впереди перехода от ископаемых видов топлива на возобновляемые источники энергии. Так, на прошлой неделе было объявлено о подписании между TotalEnergies и Дохой 27-летнего контракта, означающего, что Франция продолжит пользоваться как минимум одним видом ископаемого топлива и после 2050 года.

«Предстоит продать еще очень много (сжиженного газа), но прогресс есть»,- говорит Анна-София Корбо из Центра по глобальной энергетической политике при Колумбийском университете в Нью-Йорке.

Катар, напомним, планирует увеличить производство сжиженного газа к 2027 году до 126 млн тонн, т.е. почти на две трети (64%). Высокая волатильность цен на газ повышает привлекательность долгосрочных контрактов, хотя некоторые покупатели предпочитают катарским более гибкие условия, которые предлагают американские производители СПГ, сыгравшие в прошлом году решающую роль в снабжении Европы топливом после ее отказа от российского трубного газа.

На данный момент Катар законтрактовал ок. трети нового объема газа, т.е. 40 с небольшим миллионов тонн. Объявлены сделки с китайскими, немецкими, бангладешскими и французскими компаниями на 15,3 млн тонн. Однако проект расширения Северного восточного месторождения прибавит в год 32 млн тонн, а Северного южного – еще 16 млн тонн.    

Иностранные энергетические компании, участвующие в двухэтапном проекте расширения имеют право на 12 млн тонн сжиженного газа в год. 75% акций обоих этапов проекта принадлежат QatarEnergy (QE). Акционерами проекта расширения Северного восточного месторождения, кроме QE, являются также Shell, TotalEnergies SE, ConocoPhillips, Eni и Exxon Mobil. Shell, TotalEnergies и ConocoPhillips имеют доли и в проекте расширения Северного южного месторождения, который меньше по размерам.

Катар зарезервировал до 2050 года регазификационные мощности в Великобритании, Франции и Бельгии. У Дохи имеется резерв в СПГ-терминалах в Бельгии и Франции, а также акции в СПГ-инфраструктуре в Италии и Великобритании. QE нуждается в приемных СПГ-терминалах и для газа из Америки, из проекта Golden Pass. Еще три года назад для выполнения этих задач в компании была создано специальное торговое подразделение.

Кроме этого, QE проводит ремаркетинг объемов СПГ по контрактам, по которым приближается срок окончания. В общей сложности это ок. 13 млн тонн газа в год по контрактам в основном с европейскими компаниями, которые истекают, по данным Корбо, в 2028 году.

«Главный вопрос заключается в том, что будет с этими контрактами,- объясняет Анна-София Корбо,- а именно: они закончатся или будут продлены?»

Между тем, конкуренция между покупателями сжиженного газа усиливается. Американским производителям СПГ сейчас принадлежат, по данным BMI Research, 43% европейского рынка сжиженного газа, а Катару – 16%.

«Катару предстоит трудная задача – расширить свою долю на европейском рынке,- говорится в аналитической записке BMI.- Трудная, потому что американские производители стремятся заключать долгосрочные контракты на поставку с импортерами, которые стремятся ослабить зависимость от российского газа».