Apple получила сильный удар в поединке с Еврокомиссией (ЕК), давно настаивающей на нарушении им законодательства о налогах и государственных дотациях объединенной Европы. Речь идет о якобы имевшем место предоставлении правительством Ирландии преимуществ американскому IT-гиганту, позволивших ему сильно занизить сумму налоговых выплат.
Цена вопроса, напоминает Financial Times, немаленькая: штраф в размере 14,3 млрд евро, вокруг которого сейчас и кипят страсти. Самое неприятное для производителя iPhone заключается в том, что решение Европейского суда общей юрисдикции (высшей инстанции Суда ЕС), которое должно быть вынесено в 2024 году, не будет подлежать обжалованию.
А между тем, генеральный адвокат этого суда Джованни Питруццелла фактически уже вынес решение в пользу Еврокомиссии. Вердикты генеральных адвокатов носят рекомендательный характер, но зачастую играют важную роль при принятии окончательного решения Судом Европейского союза.
Питруццелла считает, что при вынесении ранее, в июле 2020 года судебного решения в пользу Apple (об отсутствии у Брюсселя достаточных доказательств факта получения Apple налоговых преимуществ), была допущена «целая серия юридических ошибок». На этом основании он считает, что суд должен пересмотреть дело.
По мнению еврокомиссара по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер, решение правительства Ирландии позволило Apple платить налог по ставке менее… 1% и дало ему незаслуженное преимущество над конкурентами. Что является нарушением правил и законов Евросоюза о недопустимости государственных субсидий.
Вообще, компания из калифорнийского города Купертино, становясь в свое время транснациональной, оказалась ловчее многих из своих более старых «коллег»–ТНК в том, чтобы организовывать дочерние компании в странах с благоприятными налоговыми условиями. В Ирландии у неё открыт целый куст дочерних компаний.
После решения Джованни Питруццеллы компания Apple заявила, что решение трехлетней давности достаточно ясное и должно быть оставлено в силе. А Ирландия через министра финансов Майкла Макграта повторила, что не предоставляла IT-гиганту никаких преимуществ и действовала строго на основании национального законодательства.
Споры между Брюсселем и Дублином, который помогает крупным корпорациям платить низкие налоги и тем самым привлекает на остров крупные инвестиции, идут давно. Ирландская ставка налога на прибыль в размере 12,5% значительно ниже, чем в остальных европейских странах. Естественно, на острове наблюдается самое настоящее столпотворение крупнейших высокотехнологических и фармацевтических компаний.
За последние 8 лет поступления от корпоративных налогов в Ирландии более чем утроились и достигли в прошлом году рекордных 22,6 млрд евро. Правда, по соглашению с ОЭСР с 1 января 2024 года Дублин поднимает ставку налога до 15%, из-за чего поступления от корпоративных налогов в последние три месяца резко снизились.
Apple в 2018 году по решению Еврокомиссии в рамках взыскания незаконно полученных налоговых субсидий и процентов выплатила Ирландии 14,3 млрд евро. Эти средства, впрочем, не поступили в бюджет Эйре (как именуется страна по-ирландски), а уже пять лет ждут окончательного решения суда на целевом депозитном счёте.
Дело Apple — один из примеров борьбы с налоговыми соглашениями, предлагаемыми транснациональным компаниям европейскими странами. Она была начата Брюсселем 10 лет назад, в 2013 году.
Но пока особыми успехами Еврокомиссия похвалиться, увы, не может. Схожие проблемы возникли у нее и в деле Amazon, от которого требуют уплаты в полном объеме налогов в Люксембурге. А в Нидерландах Брюссель похожее дело, ответчиком по которому была компания Starbucks, проиграл. Кстати, в этом деле ЕК даже не стала подавать апелляцию.