Глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев и президент ГМК «Норильский никель» Владимир Потанин подписали соглашение о намерениях, в рамках которого стороны изучат возможность строительства атомных станций малой мощности (АСММ) в Норильском промышленном районе. Документ предусматривает проведение предварительных работ, в том числе определение приоритетной площадки для строительства станции и рассмотрение оптимальной модели реализации проекта.
Строительство АСММ позволит повысить надежность энергоснабжения Норильского промышленного района, а также сделает продукцию «Норникеля» чуть более «зеленой».
«”Норникель” и Норильский промышленный район развиваются, в связи с чем за горизонтом 2030 года нам понадобится больше электроэнергии», — объясняет необходимость реализации атомного проекта Владимир Потанин.
А у нас не только газ
Энергосистема Норильского промышленного района (НПР) изолирована от Единой энергосистемы страны. В составе «Норильско-Таймырской энергетической компании» (НТЭК) две гидростанции и три ТЭЦ, работающих на природном газе.
Суммарная установленная электрическая мощность всех электростанций НТЭК составляет 2,2 ГВт, из них 1,2 ГВт приходится на тепловые станции.
В рамках соглашения планируется изучить потребности НПР в энергии и на основе проведенного анализа выбрать наиболее приемлемый проект. «В качестве приоритетного может быть рассмотрен высокотехнологичный проект АСММ на базе новейшей реакторной установки РИТМ-400», — считает Алексей Лихачев.
РИТМ-400 – это проект российского водо-водяного реактора планируемой электрической мощностью от 80 до 90 МВт. Он представляет собой развитие реакторной установки РИТМ-200 (электрическая мощность – 55 МВт), устанавливаемой на новые российские ледоколы проекта 22220. Три таких судна уже эксплуатируются, два достраиваются и два будут заложены в ближайшие два года.
Проект по строительству наземной АСММ в Норильском промышленном районе – не единственный подобный. Отметим, что плавучая атомная теплоэлектростанция малой мощности (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» была введена в промышленную эксплуатацию в порту города Певек Чукотского автономного округа в 2020 году. Эта самая северная в мире АЭС оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40 электрической мощностью 35 МВт каждая.
И сейчас реализуется проект по строительству еще одной ПАТЭС, также на Чукотке, для обеспечения энергий Баимского ГОКа. Основа станции – две реакторных установки РИТМ-200С.
Что касается наземных атомных станций малой мощности, то первую в мире наземную АСММ «Росатом» планирует построить в Якутии. Введение в эксплуатацию этой станции на базе реакторной установки РИТМ-200Н ожидается в 2028 году.
А в начале ноября структурой «Росатома» — «Атомредметзолото» было подписано соглашение с правительством Чукотского автономного округа о сотрудничестве в разработке золоторудного месторождения, что предполагает, в числе прочего, строительство АСММ на базе реакторной установки «Шельф-М» электрической мощностью 10 МВт.
«Проекты АСММ имеют огромное значение для социально-экономического развития удалённых и труднодоступных регионов России с децентрализованным энергоснабжением. Они позволяют снять инфраструктурные ограничения, дают старт новым перспективным промышленным проектам, создают новые рабочие места и профессии, тем самым содействуя экономическому росту и улучшая жизнь людей. «Шельф-М» – это расширение линейки реакторов малой мощности и наших возможностей применения атомной энергетики, адаптация технологий под потребности заказчиков», – считает Алексей Лихачев.
Впрочем, «Росатом» рассчитывает строить АСММ не только на территории России. Корпорация рассматривает их и как экспортный продукт. Тем более, что действующих малых АЭС в мире пока только две: плавучая «Академик Ломоносов» и АЭС «Шидаовань» в Китае. Так что задел, с точки зрения отрыва от конкурентов, есть.
А у вас?
За несколько дней до подписания соглашения между «Росатомом» и «Норникелем» американская компания NuScale Power объявила о прекращении реализации проекта по безуглеродной энергетике (CFPP) в штате Юта.
NuScale планировала разработать проект с шестью реакторами общей мощностью 462 МВт совместно с Объединенными муниципальными энергосистемами штата Юта. Запуск намечался на 2030 год, однако несколько муниципалитетов вышли из проекта, тем самым поставив в нем точку.
Как сообщает агентство Reuters, причиной стало заявление NuScale о том, что целевая цена на электроэнергию будет на 53% выше, нежели предполагалось изначально – 89 долларов за МВт/ч вместо 58, как было обещано на старте проекта. В такой ситуации потенциальные потребители предпочли из него выйти.
«Несмотря на значительные усилия обеих сторон по продвижению CFPP, маловероятно, что у проекта будет достаточно подписчиков для продолжения развертывания. Таким образом, UAMPS и NuScale пришли к взаимному выводу, что прекращение проекта является наиболее разумным решением для обеих сторон», — сказано в пресс-релизе компании.
NuScale при поддержке министерства энергетики США разрабатывает технологию малых модульных реакторов (SMR). С 2014 года она и ряд других компаний получили на эти цели около 600 млн долларов.
NuScale работает над созданием реактора электрической мощностью в 77 МВт, который может масштабироваться с учетом потребностей клиента (максимальная конфигурация 12 модулей мощностью 924 МВт).
Предполагалось, что проект в штате Юта станет первым, который получит лицензию Комиссии по ядерному регулированию США на строительство. Отказ от проекта, как отмечает Reuters, — это удар по амбициям США в сфере ядерной энергетики.
Ранее сообщалось, что NuScale намерена реализовать проекты по строительству SMR в Румынии, Казахстане, Польше и на Украине. Компания заявляет, что «продолжит вместе с другими нашими внутренними и международными клиентами выводить нашу американскую технологию SMR на рынок и расширять базу ядерного производства в США». Однако наблюдатели настроены скептически, и оснований для этого у них больше, чем достаточно.