Вашингтоном не только на высшем политическом уровне, но и между военным руководством двух стран, что было особенно опасно в свете противостояния американских и китайских военных вокруг Тайваня.
Впрочем, сбитый воздушный шар стал лишь последним триггером для накопившегося недовольства китайского руководства по множеству других шагов американской администрации, прежде всего относительно запрета на поставки в Китай передовых процессоров и оборудования.
По итогам переговоров Байдена и Си были сделаны скупые заявления, суть которых сводится к тому, что стороны договорились обсуждать самые насущные проблемы двусторонних отношений. В частности, лидеры США и Китая решили возобновить контакты между военными двух стран на высоком уровне «на основе равенства и уважения».
«Я ценю разговор, который имел сегодня с президентом Си, потому что я считаю самым важным, чтобы мы четко понимали друг друга, как лидер лидера. Есть критические глобальные вызовы, требующие нашего совместного лидерства. И сегодня мы достигли реального прогресса», — говорится в заявлении Байдена.
«Китайско-американские отношения никогда не были гладкими в течение последних 50 лет и более, и они всегда сталкивались с теми или иными проблемами. Однако они продолжают двигаться вперед, несмотря на перипетии и повороты... Планета Земля достаточно велика, чтобы обе страны могли преуспеть, а успех одной страны — это возможность для другой», — завил Си Цзиньпин.
Reuters со ссылкой на неназванного высокопоставленного американского чиновника сообщил, что якобы Си Цзиньпин пообещал Джо Байдену не начинать военные действия против Тайваня в ближайшие годы. Однако при этом китайский лидер назвал некие условия, при которых возможно применение силы.
А по информации CNN, Вашингтон и Пекин договорились предпринять шаги по ограничению производства синтетического наркотика фентанила, потребление которого в США принимает угрожающие масштабы.
\Хотя США и Китай не достигли никаких формальных договоренностей, тем не менее обе стороны были заинтересованы в состоявшейся встрече. Байден накануне президентских выборов показал, что способен, несмотря на антикитайские экономические санкции и поставки оружия Тайваню (которые США признают частью Китая), усадить китайского лидера за стол переговоров. А Си Цзиньпин доказал, что Вашингтон не сможет разговаривать с Пекином исключительно с позиции силы, а вынужден будет договариваться по целому ряду вопросов.
Заключение формальных договоренностей по каким бы то ни было вопросам сегодня лишено всякого смысла, поскольку Байден, вероятнее всего, проиграет предстоящие президентские выборы, а следующий президент США перечеркнет все достигнутые соглашения, как ранее Дональд Трамп разорвал «ядерную сделку» с Ираном, с таким трудом заключенную Бараком Обамой.