«Новые пожилые» выходят на потребительский рынок

Лина Калянина
редактор отдела конъюнктуры отраслей и рынков «Монокль»
30 ноября 2023, 22:56

Развитие «серебряной экономики» может дать импульс преобразованию торговых центров и существенно поменять потребительский ландшафт. Речь идет о создании товаров и услуг для людей старшего возраста и пожилых. Если в Европе и в США экономика для «сеньоров» давно существует и успешно развивается, то в нашей стране эксперты и бизнес только начинают оценивать ее перспективы. Увеличение численности пожилого населения в стране (более 20% населения сегодня старше 60 лет), снижение рождаемости, а также растущая продолжительность жизни неизбежно заставляет бизнес все больше обращать внимание на эту аудиторию.  

По данным ADG group, почти 40% пожилых людей регулярно посещают торговые центры. По данным Fashion House Group, доля покупателей старше 65 лет за последние годы выросла на 21% в Москве и на 27% — в Санкт-Петербурге. Кроме того, в крупных городах сейчас в пенсионный и пожилой возраст выходят люди, которые имели хороший заработок на протяжении последних десятилетий. И эти люди по своим потребительским привычкам существенно отличаются от «советских сеньоров». Понятно, что обеспеченных пенсионеров в масштабах станы пока немного, но и обычные пенсионеры сегодня тратят на потребительские товары и развлечения не меньше молодых, так как не обременены кредитами, ипотекой, расходами на образование детей и т.д. 

«Я верю в этот тренд и считаю, что нужно менять стратегии развития торговых центров так, чтобы эта аудитория выводилась в фокус. Важно, что у людей, вышедших на пенсию, есть накопления, у многих сохраняется стабильный доход за счет подработок, и они располагают свободным временем. Насколько я знаю, около 20% клиентов Sber Private Banking — это как раз люди старше 60 лет. Сейчас для них практически не создано ни магазинов, ни развлечений», — говорит Александр Перемятов, президент Magic Group.  

Какие же отрасли имеют перспективы в «серебряной» экономике? Магазины-дискаунтеры сегодня самый динамично развивающийся сегмент розничного рынка, и они уже давно привлекают возрастных покупателей. «Сильверы» склонны оптимизировать покупки продуктов питания, но при этом интересуются новой бытовой техникой, товарами для дачи, туристическими поездками, походами в кафе и бьюти-услугами. Рестораны и кафе для «сильверов» — одна из самых перспективных ниш: если молодежь сегодня бежит из классических ресторанов, то для пожилой аудитории, которая ценит комфорт и сервис, они могут стать очень востребованным форматом.  

Российские фэшн-магазины практически не видят пожилую аудиторию — в лучшем случае создают «всевозрастной» ассортимент. Например, компания 12 storeez еще в 2018 году презентовала коллекцию 60+ и открыто борется с эйджизмом. В большинстве случаев «сильверы» не гонятся за модой, однако спрос на консервативный ассортимент сохраняется, особенно среди тех, кто активно социализируется. Они более лояльны к брендам, чем молодежь, ценят качество и функциональность изделий. 

Со времен ковида пожилые люди стали и активными покупателями в интернет-магазинах — по разным данным, доля покупателей старше 55 лет колеблется от 35 до 55%. А по данным Adults Media use and attitudes report 2023, более 40% людей старше 55 лет играют в игры на смартфонах и ноутбуках. Кроме того, в западных странах уже активно развиваются отрасли по производству переносных медицинских устройств и гаджетов для пенсионеров. Доберется этот тренд и до нас. 

Самое главное отличие пенсионеров от молодой аудитории — они никогда не уйдут полностью в онлайн, так как остро нуждаются в социализации. А значит, у наших торговых центров есть шанс на новый подъем, который может обеспечить «серебряный» покупатель. «Под него можно и нужно создавать не только магазины и рестораны, но и развивать клубы, кружки, создавать общие площадки, где они смогут общаться», — говорит Александр Перемятов.