Жемчужины российского симфонизма в мировой музыкальной культуре

6 ноября 2023, 13:01

8 ноября в Зале Зарядье МГАСО представит программу из самых известных произведений русских композиторов XIX века.

предоставлено пресс-службой

А.П. Бородин - "Половецкие пляски" из оперы «Князь Игорь»

П.И. Чайковский - Концерт для скрипки с оркестром

Н.А. Римский-Корсаков – симфоническая сюита "Шехеразада"

Основой оперы «Князь Игорь» послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», материалы  собрал Владимир  Стасов, либретто написал сам Бородин. Один из выдающихся российских химиков, друг Менделеева и Бутлерова, Бородин оставался большим ученым и в работе над монументальной оперой: он и в композиции сумел подняться до общих законов, которым подчинены частные явления. В момент создания «Князя Игоря» проторенной дорожки к эпической опере еще не было. Бородин хотел, чтобы в его произведении ожило историческое прошлое русского народа, чтобы героями были не сказочные персонажи, а реально существовавшие люди – князь Игорь и хан Кончак.

Концерт для скрипки с оркестром создан Петром Ильичем Чайковским всего за месяц   в счастливый для композитора период  конца  1870-х гг. во время путешествия по Швейцарии. Произведение стало результатом душевного просветления после   кризиса, когда жизнь вновь открыла композитору свой прекрасный манящий облик.

Скрипичный концерт П. И. Чайковского исполнит лауреат  конкурсов им. П. И. Чайковского и В.В. Третьякова Даниил Коган. Выступление вместе с МГАСО – специальный приз от Зала Зарядье, полученный Даниилом наряду с первой премией   Международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова.


Замысел симфонической сюиты "Шехеразада"  возник у Римского-Корсакова когда он работал над завершением оперы Бородина «Князь Игорь», в середине трудной для композитора зимы 1887 г.  "Шехеразада" была написана очень быстро летом 1888 г. и стала одной из вершин симфонического творчества композитора . В основу сюиты легли некоторые из   сказок сборника «1001 ночь» – несравненного образца шкатулочного повествования, основанного на арабском, индийском и иранском фольклоре.

Ярослав Забояркин, дирижер Московского государственного

академического симфонического оркестра: «Что в музыке важнее? Мелодия или гармония? Этому вопросу уже почти 250 лет, и дискуссий на эту тему множество. На предстоящем концерте в Зале Зарядье  мы не будем искать ответа на этот вопрос, а будем наслаждаться и мелодией и гармонией. При одном лишь упоминании «Половецких плясок»  на ум приходит прекрасная мелодия песни «Улетай на крыльях ветра». Но могла ли прозвучать эта мелодия так же нежно и трепетно без гармонического сопровождения других музыкальных инструментов?

Все прекрасно знают мелодию главной темы «Шехеразады» Римского-Корсакова, исполняемой первой скрипкой оркестра, уводящей слушателя прямиком в мир «Книги тысячи и одной ночи». Сочетание мелодии и восточного гармонического колорита, обладают неуловимым магнетизмом, приковывающим слушателя к прекрасной музыке и уводящим его в удивительный мир историй и сказок Востока…»