Женщины в бизнесе: «просто бери и делай»

Ирина Полякова
2 декабря 2023, 00:01

В издательстве «Альпина» вышла книга «Потому что я так решила». 10 историй о том, как добиться успеха в бизнесе и сохранить баланс между работой и личной жизнью, собрали и написали авторы Лаборатории «Однажды». Героинями стали предпринимательницы из Москвы, Сочи, Тольятти, Уфы, Красноярска, Алтая. Некоторым из героинь книги пришлось в какой-то момент, а то и не раз столкнуться с огромными трудностями. И что же они в этот момент решили?

Александра Шилова/behance.net
Кристина Судеревская, основательница бренда «Краснополянская косметика» — одна из героинь книги

Предприниматель — это тот, кто охотно учится на чужих ошибках, ведь анализ чужого опыта может сэкономить миллионы рублей. Книгу в какой-то степени можно считать антикризисным пособием для предпринимателей, ее героини открыто рассказывают о трудностях в бизнесе и методах преодоления.

Например, компания «Валта Пет Продактс», крупнейший дистрибьютор товаров для домашних питомцев в России, развивает зообизнес в России с 1996 года, имея филиалы по всей стране. После введения санкций из 65 иностранных поставщиков, включая американцев и европейцев, сотрудничество с «Валтой» прервали лишь пятеро. Остальные начали перестраиваться и искать баланс между санкционным давлением и интересами бизнеса. Генеральный директор «Валты» Ирина Головченко придерживается принципа «Бизнес — это в первую очередь коммуникация. Секрет успеха до смешного прост: количество новых контактов с людьми прямо пропорционально количеству заработанных денег. Чем больше ты разговариваешь с людьми, тем богаче и надежней становится твоя компания». Именно нетворкинг и личный, если угодно, магнетизм Ирины Головченко позволили пережить непростые времена, когда российские компании попали в зону блэкаута. Кстати, этот же метод — «Уметь со всеми договориться», считает ключевым и Екатерина Лобачева, президент крупнейшего ретейлера России — Х5 Group.

У двух героинь книги серьезный урон компаниям нанес пожар. Обеим справиться с последствиями бедствия помогли быстрые антикризисные решения и самый ценный ресурс — люди.

Агрохолдинг «Дары Малиновки» — самый крупный производитель продовольственного картофеля в Красноярском крае и крупнейший производитель семенного картофеля в СФО, входит в десятку лучших хозяйств России по семеноводству. Выкупив в 2013 году актив «Дары Малиновки», красноярские предприниматели Анна и Василий Германы ставили на то, что крупного производства картофеля в Красноярском крае не было. Свободная ниша — хороший трамплин для старта.

Много лет прожив в Сибири, предприниматели не учли, что это зона рискованного земледелия. Раз в 3-5 лет обязательно случается природный катаклизм — засушливое или дождливое лето, суровая зима. Год со средней, умеренной доходностью сменится годом со сверхприбылью, но всегда в этом пятилетнем цикле случится и год, когда выйдешь в ноль или даже уйдешь в минус. Ни один составленный план никогда не сбудется. И в этом главный риск и в то же время азарт — каждый год играть на все деньги. Но иногда получить хороший урожай мешает не природный коллапс, а ЧП.

В 2022 году на полях площадью в 11 000 га зрели зерновые и рапс. А в августе, в разгар уборочной кампании сгорели зерноуборочные комбайны, четыре — полностью, два частично. Прямой ущерб составил десятки миллионов рублей. Не убрать урожай, значит, получить ущерб уже в 200 млн.

У супругов был опыт полного банкротства — в августе 1998 года они лишились брокерской компании. И во время второго в своей жизни черного августа быстро сгруппировались. Через несколько часов после происшествия собрали коллектив и объявили: «ЧП мы обсуждать не станем. Мы будем работать. И урожай соберем».

Два комбайна перебросили из других филиалов холдинга, два взяли в аренду. При дефиците техники справиться удалось только за счет человеческого ресурса. В поля выехали даже сотрудники центрального офиса. Все прилагали титанические усилия, оптимизировали процессы, контролировали, чтобы на каждом этапе не было временны́х потерь.

В начале пути, набирая персонал, Германы не знали, какие люди подходят для сельскохозяйственного бизнеса, а какие нет, кто хороший агроном или механизатор, а кто нет. Постепенно этот навык пришел. Как и умение отбирать людей с точки зрения их верности земле. Преданность как черта характера ценится в любой компании, но в сельском хозяйстве важнее всего отношение к земле как к живой материи, требующей заботы — «она умрет, если будет ничьей». Как раз за работу с командой, коммуникации, смыслы, миссию, общую для всех цель и отвечает в холдинге Анна Герман. «У нас высокий уровень честности. Без команды, без людей невозможно совершать чудеса, идти на прорыв», — говорит совладелица и управляющий директор «Даров Малиновки».

Когда случился пожар на фабрике тольятинской компании «Тэллсон», выпускавшей матрасы, также приехала вся команда, хотя руководство никого специально не вызывало. Люди вытаскивали из горящего здания матрасы, сырье — всё, что успевали схватить. Это был 2012-й год, годовой оборот «Тэллсона» составлял 800 млн руб., очень хотелось к январю докрутить цифру до миллиарда. Поджог спутал все планы, сгорел производственный блок, сырье и выполненные заказы, общий убыток от пожара составил около 100 млн руб.

Уже в эту ночь Анна Смирнова, один из руководителей компании, начала составлять план по спасению бизнеса. Именно первые антикризисные решения в экстремальных ЧП часто и реанимируют бизнес. Надо было либо срочно изготовить вместо сгоревших новые матрасы для клиентов из 76 магазинов, либо возвращать деньги.

Анна сразу позвонила российскому поставщику и попросила отгрузить сырье пока без оплаты. Обратилась в московскую компанию «Торис» с просьбой отшить матрасы. Взяв в кредит 40 миллионов руб., купила оборудование и восстановила производство.

Но через год Смирнову ждало ЧП большего масштаба. Случился конфликт Анны и ее мужа Ивана с остальными учредителями компании «Тэллсон», владевшими 60% акций. Конфликт был решен радикально: решили поменять управленцев, супруги остались за бортом «Тэллсона».

Недолго думая, Анна решила зарабатывать на жизнь тем, что хорошо знала и умела — она снова стала шить матрасы. Но так как ортопедическим эффектом потребителей уже было не удивить, требовался эксклюзив. Им стал текстильный клей по технологии NanoProtection на основе наночастиц серебра. Слои матраса, материалы и компоненты обрабатывают клеем, наночастицы серебра делают матрас чистым на микроуровне и сводят к минимуму самые распространенные аллергены — эпидермис, пыль и пылевых клещей.

Именно умение не застревать в прошлом, а идти вперёд, отсутствие лишних рефлексий и присутствие активного движения объединяет всех 10 героинь. Метод менеджмента Анны Смирновой так и звучит: «Несмотря ни на что, идти дальше.  Принимать опыт, делать выводы, не жалеть себя и верить в лучшее». Анна Герман его вербализирует следующим образом: «Путь изменений и роста всегда один — начать действовать и не прекращать».

Гульнара Хасьянова, прошедшая путь от телефонистки в службе 09 до генерального директора АО «Микрон», руководствуется формулой «Делай всё, что можешь сделать, и даже больше — в особенности то, что никто и никогда до тебя не делал. И будь что будет». Алла Аргунова, владелица мебельной компании Belfan и сети частных школ «Путь к успеху» работает по принципу «Делай прыжок вперед, а потом думай, куда приземлиться».

Кристина Судеревская, основательница бренда «Краснополянская косметика» тоже за простое правило «Если хочешь что-то делать, просто бери и делай. Думать будешь потом». Виктория Янчевская, создавшая бренд нижнего белья YANCHEVSKAYA, выбрала стратегию «Осознанный риск и никаких сомнений, когда решение уже принято».

Современный бизнес-мир все еще приоритетно заточен под мужчину. Но женщины уверенно пробиваются в большую игру, занимая сегодня около 40 % делового пространства. Агрессивная война как стратегия женщинам несвойственна. Предпринимательницы не сражаются против конкурентов, они выбирают более игривый и в то же время честный путь — завоевание клиентов. Часть героинь книги ведет бизнес вместе с мужьями, опираясь на партнерский баланс как наиболее стабильную систему.

По статистике, большая часть клиентов психологов — женщины. Именно женщины в первую очередь стремятся выстраивать осознанные отношения с собой и другими. И на примере героинь книги это хорошо заметно. Всех их объединяет психологическая зрелость, отказ от иллюзий и розовых очков, достижение равновесия. Все эти женщины знают, как нарушенный баланс может погубить семью, разрушить отношения с мужем и детьми, подорвать здоровье, поэтому стремятся к паритету. Паритету с собой, прежде всего. Бизнес — весомая, но не единственно важная часть их жизней.