В Белом доме собираются повышать тарифы на китайские электромобили и солнечные панели

Сергей Мануков
корреспондент Monocle.ru
21 декабря 2023, 19:02

Последствия повышения будет ограниченными, потому что тарифы по ряду товаров из «черного списка и без того достаточно высоки, чтобы Китай их не поставлял в США.

imago images/Björn Trotzki

Желая снизить зависимость от крупнейшей азиатской экономики и защитить от сильных конкурентов американский «зеленый» сектор, в Вашингтоне планируют увеличение ряда тарифов на китайские товары. Справедливости ради следует сказать, что администрация Байдена почти не трогала трамповские тарифы на китайские товары приблизительно на 300 млрд долларов. Скоро все изменится: уже в январе Белый дом получит результаты исследования и предложения экспертов, после чего и будет принято окончательное решение по срокам и конкретным цифрам.

Выбор главных направлений удара легко объясним. В последние годы Китай превратился в ведущего производителя электромобилей. BloombergNEF подсчитал, что из 14,1 млн новых электромобилей, проданных в 2023 году, ок. 60% были собраны в Поднебесной. Доминирование китайцев на рынке электромобилей приводит к конфликтам. Самый острый возник в Европе, где в сентябре было начато официальное расследование: европейцы считают, что Пекин несправедливо наводняет европейский рынок своими дешевыми электромобилями. В Пекине расследование квалифицировали как нарушение правил ВТО.

В США тарифы на электромобили в отличие от Европы уже достаточно высокие, чтобы воспрепятствовать наплыву китайских электромобилей. По состоянию на начало октября, Пекин экспортировал в Северную Америку почти 48 тыс. электромобилей, а в Европу за те же 9 месяцев было отправлено св. 564 тыс. электромобилей из КНР. Разница объясняется тем, что в США, как пишет Wall Street Journal (WSJ), китайские электромобили облагаются пошлиной в 25%, а в Старом Свете она намного ниже. В результате китайский автопроизводитель BYD Co., который вот-вот обойдет Tesla и станет крупнейшим в мире продавцом электромобилей, вообще не везет свою продукцию в Северную Америку. Следовательно, повышение и без того высоких тарифов на китайские электромобили будет холостым выстрелом. Особого экономического смысла в нем нет, а вот с политическим все в порядке – за повышение тарифов на товары и продукцию из Китая выступают и демократы, и республиканцы. Такое единство взглядов, особенно, в последнее время, встречается крайне редко. Например, сенатор республиканец Линдси Грэм на днях заявил, что готов участвовать в составлении «санкций из ада» против Китая, если тот попытается вторгнуться на Тайвань.

После президентских выборов в США в следующем году отношение к Китаю в Америке может еще больше ухудшиться. Напомним, именно Дональд Трамп, потенциальный победитель ноябрьских выборов, если, конечно, его допустят к выборам) развязал против КНР торговую войну, которую он вел при помощи тарифов на китайские товары. Жесткое отношение к Пекину – единственное, что объединяет будущего, если победит республиканец, и действующего сейчас президента США.

Между прочим, повышение градуса противостояния в торговле между США и КНР может помешать восстановлению юаня, который в этом году является одной их худших в Азии валют. Сейчас за доллар дают 7,1484 юаней.

«Похоже, это будет не очень крупное повышение тарифов и его воздействие на юань и китайские рынки будет ограниченным,- считает Кен Чеун, главный стратег по азиатским валютам в Mizuho Bank.- К тому же, пока вопрос находится на стадии обсуждения».

В черный список на повышение тарифов, кроме электромобилей, могут попасть и солнечные панели и комплектующие к ним, а также аккумуляторы для электромобилей. США сейчас закупают оборудование для зеленой энергетики в основном в Юго-Восточной Азии, а вот по батареям для электромобилей Китай остается крупнейшим поставщиком. Достаточно сказать, что их крупнейшим в мире производителем является компания Amperex Technology Co. Ltd., базирующаяся в Ниндэ, провинция Фуцзянь.

Кстати, если верить WSJ, в Белом доме также рассматривают возможность понижения тарифов на товары из Китая, которые в Америке не считают стратегически важными.