Качественному коньяку нужно больше виноградников и розничных полок

Вера Краснова
редактор отдела компаний и менеджмента «Монокль»
26 декабря 2023, 12:22
Сайт ККЗ

Кизлярский коньячный завод (ККЗ) учредил две дочернии компании ― «ККЗ-Агро» и «Лоза», первая займется выращиванием винограда, вторая ― торговлей алкогольными напитками (кроме пива) в специализированных магазинах. Это прецедент предельной вертикальной интеграции коньячного бизнеса ― от виноградарства до розничной полки.

ККЗ входит в первую десятку производителей коньяка. При этом в 2023 году его выпуск рос почти вдвое быстрее (+15,3%), чем у отрасли в целом (+8%). Такая динамика объясняется, скорее всего, двумя причинами. Первая ― это традиционная в своей основе, шарантская (по названию провинции Шаранта во Франции) технология «неоднократной прогонки» виноматераилов с последующей реальной выдержкой дистиллятов в бочках из кавказского дуба, без использования «ускорителей» и ароматизаторов.

Второй секрет успеха кроется в сырье ― винограде, выращенном в Дагестане, Чечне и Ставропольском крае. Дело в том, что, согласно данным Роскачества, половина российского коньяка массового сегмента содержит признаки фальсификации спиртами невиноградного происхождения, а более 75% всего выпуска производится из импортного сырья. И импорт дистиллятов быстро растет: в 2022 году было ввезено сырья 2,1 млн дал, а в первой половине 2023 года — уже 1,6 млн дал.

Чтобы наращивать производство без потери качества, руководство ККЗ приняло решение развивать сырьевую базу. Причем серьезно. Собственное виноградарское хозяйство помимо текущих производственных задач займется изучением виноградопригодных земель, освоением новых районов виноградарства и развитием технологий выращивания винограда. Расчет делается и на то, что «дочка» ККЗ получит статус сельхозпроизводителя, а с ним ― льготное кредитование и налоговые льготы.

Что до розницы, ожидается, что новая сеть элитных алкогольных бутиков, нацеленных в основном на корпоративных клиентов, поднимет престиж российского качественного алкоголя в глазах платежеспособного потребителя.