Совокупный внешний долг Эфиопии на конец марта текущего года составлял 28 млрд долларов, а соотношение долга к ВВП в прошлом году находилось на довольно скромном уровне 46,4%. При этом стоит отметить, что долговая нагрузка Эфиопии ниже, чем у Ганы (92,5% ВВП в 2022) и Замбии (56,2% ВВП в 2022).
Двумя неделями ранее эфиопское правительство сообщало, что достигло договоренностей с кредиторами о частичном временном послаблении долговой нагрузки ― ожидалось, что это поможет избегнуть дефолта. Страна должна, среди прочих, Китаю и членам Парижского Клуба, причем первый является крупнейшим кредитором, и выдал за период с 2006 по 2022 годы Эфиопии кредитов более чем на 14 млрд долларов.
Вторую по населению страну Африки (126,5 млн человек, больше только в Нигерии ― 223,8 млн человек), как и ее «товарищей по дефолту», в значительной степени подкосила пандемия COVID-19. Дополнительным фактором дестабилизации экономики Эфиопии стала гражданская война (война в Тыграе), которая официально закончилась в ноябре прошлого года.
Впрочем, тратить значительные средства на обслуживание госдолга и вообще слишком активно занимать давно стало трендом у развивающихся стран. Согласно докладу ООН «Мир задолженности», в прошлом году глобальный госдолг достиг 92 трлн долларов, при том что развивающиеся страны занимали куда активней развитых, превысив среднее отношение долга к ВВП в 60%. 36 стран оказались в списке тех, кто, либо вот-вот свалится в кризис, либо в него уже свалился.