Похоже, для Олафа Шольца придется придумывать новое прозвище. По крайней мере, на время бюджетного кризиса. Благодаря вечной улыбке его сравнивали со смурфами, героями бельгийского художника Пьера Кюллифора. Однако последние пару недель это прозвище потеряло актуальность и точность, потому что после 15 ноября, когда Конституционный суд Германии признал незаконным использование федеральным правительством ФРГ средств внебюджетных фондов и, в первую очередь Климатического фонда, и спровоцировал бюджетный кризис, с лица главы кабинета министров сошла самодовольная улыбка. Ничего удивительного в этом нет, потому что правительство лишилось не только 60 млрд евро, из-за перевода которых в Климатический фонд и разгорелся весь сыр-бор, но еще и 700 с лишним миллиардов, находящихся на счетах других внебюджетных фондов.
Миллионы немцев в панике. Они боятся за судьбу первой экономики Европы, для которой 2023 год выдался, без преувеличения, ужасным и без бюджетного кризиса, уже заставившего министра финансов Кристиана Линднера, по совместительству лидера Свободной демократической партии (FDP), которая входит в правящую коалицию, прекратить финансирование новых проектов и программ. Немцы не так давно, во время и после долгового кризиса, советовали испанцам, португальцам, итальянцам и грекам потуже затянуть пояса. Сейчас же они сами боятся дальнейшего падения уровня жизни и введения в стране жесткой экономии.
Атмосфера в трехпартийной правящей коалиции, никогда не отличавшаяся особой доброжелательностью, сейчас стала почти взрывоопасной. Последние две недели участники коалиции безуспешно пытаются договориться о мерах по преодолению бюджетного кризиса, что, кстати, немало говорит о нездоровой, мягко говоря, обстановке в правительстве. Если коалиция не утвердит новый бюджет до конца этого года, то уже в январе она может просто распасться. Хотя большинство политологов считают такой сценарий маловероятным. По крайней мере, пока.
Но даже если бюджет будет принят вовремя, это еще не будет означать окончания кризиса, как это происходит, например, в США с шатдауном. Все дело в конституции ФРГ, которая должна предотвращать подобные ЧП. Немецкое правительство имеет право тратить средства без наличия утвержденного бюджета, и никто, как в США, не отправит правительственных служащих в неоплачиваемые отпуска.
Паника немцев относительно мрачного будущего немецкой экономики подтверждается экономическими данными. Например, свежими данными по производственным заказам, количество которых в октябре неожиданно снизилось. Это очередное подтверждение того, что в четвертом квартале экономике Германии вновь не удастся избежать спада. Значит, прогноз экономистов МВФ, заявивших, что Германия будет в 2023 году единственной страной Большой семерки, в экономике которой по итогам года будет зарегистрирован спад, скорее всего подтвердится. Несмотря на то, что экономисты прогнозировали рост числа заказов в Германии на 0,2% статистическое управление Destatis заявило о снижении их на 3,7%. В сентябре согласно уточненным данным, кстати, был рост на 0,7%.