Начавшиеся в конце прошлого года атаки хуситов на корабли, проходящие мимо контролируемого ими побережья на юго-западе Аравийского полуострова, заставляют многие судоходные компании, включая таких гигантов, как Maersk, отправлять свои суда вокруг Африки, в обход Красного моря и Суэцкого канала, самого короткого маршрута между Европой и Азией. Так, за первую январскую неделю 2024 года количество контейнеровозов, следующих коротким маршрутом, сократилось на 90%! Мало кто хочет рисковать несмотря на то, что путь через мыс Доброй надежды значительно удлиняет плавание и повышает транспортные расходы, что ведет, естественно, к росту цен практически на все товары.
От действий хуситов, которые действуют, как утверждают в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе, чуть ли не по приказу поддерживающего их Тегерана, страдают все. Вернее, почти все, потому что они, утверждает экономист S&P Global Сумит Ритолия, специализирующийся на нефти, не влияют на торговлю России с Индией.
«Спрос Индии на сырье из Росси несмотря на риск прохода по Красному морю остается сильным,- цитирует Ритолию Business Insider.- По крайней мере, на данный момент нам неизвестны случаи обхода Красного моря (их судами)».
Действительно, танкеры с российской нефтью бесстрашно идут в Индию через Суэцкий канал и Красное море, подтверждает Reuters. Пользуясь этим, Нью-Дели продолжает в больших объемах покупать у Москвы сырье и, в первую очередь, нефть. Между тем, другие трейдеры, к примеру, из Европы вместо ближневосточной покупают сейчас нефть у США.
После 24 февраля 2022 года и введения новых санкций против России Индия стала главным покупателем российских энергоресурсов и, главным образом, нефти. Российский вице-премьер Александр Новак в декабре прошлого года подчеркнул в интервью, что доля Индии в экспорте российской нефти очень резко выросла почти с 0 до февраля позапрошлого года. Индия стала главным покупателем российской нефти после отказа от нее Европы.
В прошлом году доля российской нефти в индийском импорте «черного золота» превысила, по данным S&P Global, треть (35%). В среднем в 2023 году Россия поставляла Индии 1,7 млн баррелей нефти в день. Понять интерес индийских нефтеперерабатывающих заводов, предпочитающих нефть марки Sokol, к нефти из России нетрудно. Он полностью прагматичен, потому что благодаря скидкам она дешевле нефти из других нефтедобывающих стран. К примеру, по состоянию на 5 января 2024 года баррель российской нефти стоил на 17,5 долларов дешевле нефти марки Dated Brent.
Как объяснил недавно министр нефти и газа Индии Хардип Сингх Пури, нападения хуситов представляют очень большую угрозу торговле и судоходству в этом регионе. Нью-Дели, по его словам, очень внимательно следит за обстановкой в Красном море.
Несмотря на некоторое снижение импорта российской нефти в декабре 2023 года в связи со снижением дисконта (в начале ноября он снизился до 12,5 долларов за баррель, минимума за полтора года) в S&P Global считают, что Россия останется главным поставщиком нефти в Индию, как минимум, и в начале текущего года и что импорт быстро восстановится. В последнем месяце прошлого года импорт российской нефти снизился до 1,43 млн бар./д., что на 150 тыс. бар./д. меньше, чем в ноябре, и на 620 тыс. бар./д. меньше майского максимума. Из приблизительно 112 млн баррелей российской нефти, транспортируемой по морю, 43,7 млн (39%) уходят, по данным S&P Global, в Индию.