Московская биржа отчиталась о рекордном объеме торгов за 2023 год ― по всем рынкам он составил в сумме 1,3 квадриллиона рублей, и больше половины этой космической суммы обеспечил денежный рынок.
Более того: объемы торгов на денежном рынке выросли к «спокойному» 2021 году почти вдвое ― с 475 до 837,5 триллионов рублей. Произошло это за счет сделок с ОФЗ, РЕПО с ЦК (напомним, сделки РЕПО означают кредитование на короткий срок под залог ценных бумаг) и РЕПО с клиринговыми сертификатами участия (бумагами, которые Национальный клиринговый центр выдает в обмен на активы).
«Объем торгов на денежном рынке ― плохой показатель активности, так как пять сделок овернайт дают тот же результат, что и размещение <в РЕПО> на неделю, но оборот в разы больше, ― объясняет Алексей Скородумов, председатель правления АКБ «Держава». ― И именно в 2022-2023 годах рынок перешел на короткие сделки».
Только в конце 2023 года Мосбиржа предложила удобный инструмент сделок с переменной ставкой (которые легко заключать надолго) и сделок с открытой датой, продолжает предправления «Державы»: вариант, когда репо вообще не имеет срока, но любая сторона может его погасить, когда захочет. В итоге в 2024 году можно уверенно говорить, что оборот по сделкам будет гораздо ниже, чем в 2023, полагает Скородумов.
Но дело не только в коротких сделках, но и в спросе на ликвидность ― которая, в свою очередь, стала результатом спроса на деньги и экономической активности прошлого года.
«Рост оборотов <на денежном рынке> ― это следствие роста спроса на ликвидность, поэтому, скорее, отражает рост деловой активности и, в частности, рекордные темпы кредитования прошлого года», ― говорит Аналитик Росбанка Евгения Кошелев.
Правда, продолжает он, прямое сопоставление 2023/2022 с 2021 гг. не совсем оправдано в силу действия льготных условий для банковских метрик ликвидности.
Напомним, в 2022–2023 годах Банк России предоставил системно значимым кредитным организациям (СЗКО) послабления по условиям соблюдения норматива краткосрочной ликвидности (отношение высоколиквидных активов к ожидаемому денежному оттоку). Грубо говоря, банки получили возможность более свободно обращаться с высоколиквидными активами, что и позволило активнее занимать под их залог. Но эти послабления перестанут действовать с 1 марта 2024 года.
«Формальный возврат к жестким требованиям по НКЛ с 2024 года продолжит трансформировать инструменты денежного рынка в пользу спроса на удлинение сроков рефинансирования», ― говорит Евгений Кошелев.
. Кроме того, активы, внесенные в пул клиринговых сертификатов участия, теперь можно будет учитывать в составе высоколиквидных активов ― так что РЕПО с КСУ станут еще популярнее.