Тайвань: между войной и миром

Елена Горбачева
специальный корреспондент «Монокль»
14 января 2024, 14:07

Победа кандидата, ориентированного на дружбу с США вовсе не означает, что Тайвань тут же объявит себя независимым государством.

ChiangYing-ying/AP/TASS
Читайте Monocle.ru в

Итоги выборов на Тайване, которые состоялись 13 января, сюрпризов не принесли. Следующим президентом вновь станет Лай Циндэ, кандидат от проамериканской правящей Демократической прогрессивной партии и противник сближения с материковым Китаем.

Победа кандидата, ориентированного на дружбу с США вовсе не означает, что Тайвань тут же объявит себя независимым государством, и в Юго-Восточной Азии начнется очередной конфликт, который, к ожиданию многих, оттянет внимание от Украины. Лай Циндэ – сторонник сохранения статус-кво острова, и не видит необходимости в провозглашении независимости.

Правда и в том, что бесконечно балансировать между США и Китаем не получится. Конфликт вокруг острова вплоть до вооруженного - вопрос времени. Сразу после выборов США и Китай обменялись дипломатическими уколами в адрес друг друга. Делегация США объявила, что посетит Тайвань в мае, на что Китай указал о недопустимости официальных контактов Вашингтона с островом. 

Лай Циндэ набрал 40,1% голосов, обойдя конкурентов: Хоу Юи от партии Гоминьдан (33,5%) и Кэ Вэньчжэ от Тайваньской народной партии (26,5%). Стоит отметить, что результат на президентских выборах в 40,1% - самый низкий для победившего кандидата за последние 24 года при том, что явка была высокой, 71,86%. Одновременно с победой за президентское кресло, Демократическая прогрессивная партия утратила большинство в парламенте Тайваня. Потеря большинства затруднит Лаю реализацию своей политики.

В последние годы Лай Циндэ несколько смягчил свою позицию по отношению к Китаю, а партия Гоминьдан, которую принято считать более склонной к сотрудничеству с Пекином, наоборот, чаще стала говорить о необходимости усиления национальной обороны. 

Эти сдвиги могут стать началом трансформации в тайваньской политике, что обязательно будет иметь последствия для трехсторонних отношений между Китаем, США и Тайванем.