Война между хуситами и коалицией, возглавляемой США и Великобританией, заставила подавляющее большинство судоходных компаний, перевозящих грузы между Европой и Азией, сменить по соображениям безопасности короткий маршрут через Красное море и Суэцкий канал, на который приходится до 12% мировой торговли по воде, на длинный, в обход Африки, увеличивающий длину пути на 40%, время доставки грузов приблизительно на две недели, а также транспортные и страховые расходы. По данным компании Flexport, коротким маршрутом пользуются ежемесячно более 500 только контейнеровозов, что составляет почти четверть мирового флота кораблей этого класса; не считая танкеров и прочих судов. Так, стоимость доставки контейнеров из Китая в Средиземное море с конца ноября 2023 года выросла, по данным компании Freightos, более чем в 4 раза!
Все это не может не отразиться негативно на глобальной экономике, пишет Bloomberg. Судоходные компании настроены пессимистично и считают, что кораблям придется ходить мимо мыса Доброй надежды еще не один месяц. Один из мировых лидеров в сфере контейнерных перевозок датская компания Maersk предупредила на прошлой неделе, что перебои продлятся как минимум несколько месяцев.
Аренда транспортных судов на длинный маршрут уже расписана до лета. Дефицит возник из-за удлинения маршрута не только на корабли, но и на контейнеры. По крайней мере, на заводах по изготовлению металлических контейнеров, по данным Container xChange, их запасы уже иссякли.
Получателям грузов приходится как-то приспосабливаться к задержкам доставки грузов. Первыми последствия нападений хуситов в Красном море почувствовали автомобильные компании. Так, Volvo Car AB и Tesla Inc. объявили о приостановке работы заводов в Европе, ссылаясь на дефицит комплектующих и деталей, поступающих из Азии.
Ритейлеры Tesco Plc и Marks & Spencer Group Plc заявили о риске повышения цен. Bloomberg пишет, что это только начало. Из-за эффекта запаздывания первые последствия закрытия Красного моря и Суэцкого канала у многих компаний еще только-только начинают проявляться.
Пока нет и свидетельств того, что рост цен вновь разгонит инфляцию, с которой так долго боролись центробанки. Однако глава ЕЦБ Кристин Лагард назвала проблемы с цепочками поставок и логистикой одним из четырех рисков, за которыми она сейчас пристально следит. Здесь следует сказать, что обмеление Панамского канала, которое случилось очень некстати в прошлом году, усилило негативный эффект закрытия Красного моря и Суэцкого канала на глобальную экономику и торговлю.
Саад Рахим, главный экономист Trafigura Group, обращает внимание на то, что за два месяца нападений на корабли хуситы, к счастью, еще ни разу не обстреляли танкер с нефтью. Поэтому цены на нефть и ведут себя пока довольно спокойно. Между тем, скачок цен на «черное золото» вне всяких сомнений резко увеличит инфляцию.
Конфликт в Красном море и вызванные им риски вполне могут стать причиной, которая заставит центробанки не торопиться с изменением монетарной политики и началом снижения учетной ставки. Экономисты JPMorgan Chase & Co прогнозируют в случае затягивания противостояния между коалицией и хуситами рост товарной инфляции в масштабах всей планеты в первой половине этого года на 0,7%.
Нильс Расмуссен, аналитик по судоходству в торговой компании Bimco, уверен, что последствия от нынешнего кризиса в Красном море уже сейчас сильнее последствий блокировки Суэцкого канала в течение почти недели в 2021 году огромным контейнеровозом Ever Given. В случае продолжения конфликта ему вполне по плечу сравниться и даже обойти по силе последствий Суэцкий кризис 1956 года, из-за которого Суэцкий канал был закрыт 5 месяцев.
Сейчас все больше компаний переходят с морской доставки грузов на доставку по воздуху, но возможности транспортной авиации не идут ни в какое сравнение с перевозками по воде. Тем не менее, объем грузов, доставляемых, к примеру, из Вьетнама в Европу вырос за 7-14 января, по данным компании Xeneta, на 62%.
Немало компаний выбирают и транспортировку грузов из Азии в Европу по суше через Казахстан.