Стоимость автоперевозок вновь вырастет

Лина Калянина
редактор отдела конъюнктуры отраслей и рынков «Монокль»
9 января 2024, 14:28
Shutterstock

Динамичное развитие российской экономики, сопровождающееся перестройкой логистической карты страны, привело к росту спроса на все виды транспортных перевозок ― от ледоколов и морских контейнеровозов до небольших грузовиков. По данным ААПЭ, объем автомобильных грузоперевозок за 2019-2023 годы увеличился на 10% (с 5,7 млрд. до 6,3 млрд. тонн), грузооборот — на 39% (с 275 млн. до 382 млн. тонн-километров). Динамику рынка автоперевозок, прежде всего, поддерживает активное развитие интернет-торговли и ее продвижение из столичных городов в регионы, а также загруженность и дороговизна железнодорожного транспорта, который сегодня в основном решает задачи экспорта российского сырья на Восток.  

В прошлом году автоперевозчики уже поднимали цены ― на 34% вслед за аналогичным ростом себестоимости доставки. Одна из главных причин роста себестоимости перевозок ― дефицит водителей и рост их заработной платы. По данным ААПЭ, она за год увеличилась более, чем в два раза ― до 165 тысяч рублей, и вырастет еще минимум на 30%. Кроме того, перевозчики испытывают дефицит техники ― магистральных тягачей иностранного производства, за последние два года они подорожали в среднем на 40%, до 10 млн. рублей, и связано это, в первую очередь, с изменением курса валют. Также в 1,7 раз увеличился утилизационный сбор, а ставки по лизингу автомобилей после повышения ключевой банковской ставки до 16%, выросли до 18-20%. На 30% в прошлом году выросли расходы и на обслуживание техники и закупку запчастей (средний возраст автопарка превышает 20 лет). 

Если авиа и железнодорожные перевозчики обладают достаточным административным и лоббистским ресурсом, то отрасль грузовых автоперевозок весьма фрагментарна  представлена большим количеством разрозненных игроков ― индивидуальных предпринимателей и компаний малого бизнеса. 10 крупнейших перевозчиков в стране занимают менее 10% рынка. В то время как проблем у отрасли ― финансовых, организационных и пр.  накопилось очень много. Ими и призвана заняться созданная в канун Нового года Ассоциация автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов. И, видимо, решить эти проблемы без очередного роста цен на свои услуги пока не представляется возможным.