Управляют рынками крупные капиталы и именно они реагируют на те или иные заявления властей.
Сейчас все более очевидно - именно эти крупные игроки держат на крючке и председателя ФРС Джерома Пауэлла и министра финансов США Джанет Йеллен.
Это видно даже по панической реакции последних на биржевые события.
Итак, начиная с декабря, когда рынок пребывал в эйфории и начал ставить на то, что ставки будут снижены уже в марте, Пауэлл и его коллеги всячески старались противопоставить себя этим ожиданиям и высказывались в крайне осторожных тонах. Не стоит спешить, инфляция все еще высока и так далее - вот примерно то, что они повторяли из раза в раз.
Однако еще в прошлом году рынок показал, как дорого может обойтись такая осторожность самим властям, особенно Минфину. Тогда, напомним, начиная с лета начался настоящий разгром долгового рынка Америки, в результате чего Казначейство вынуждено было занимать по очень высоким ставкам.
Как итог, ФРС ближе к концу года убрала некоторые фразы из своего заявления и дала недвусмысленный сигнал о начале цикла снижения ставок в 2024 году.
Что же произошло сейчас. Вышел ряд важной статистики, в частности, по рынку труда и по инфляции, и обе цифры оказались лучше прогнозов, в ответ рынок снова агрессивно сыграл на понижение стоимости бондов, то есть доходность по ним выросла. А Минфину весной да и на протяжении всего года занимать очень и очень много.
Иными словами, рынок как бы обращается к Минфину и ФРС и говорит: “Если вы проявите нерешительность, мы устроим повторение прошлого года”.
Можно было бы назвать это фантазиями, если бы буквально через пару дней Джанет Йеллен экстренно не выразила свою обеспокоенность, заявив, что “фокусироваться на незначительных колебаниях инфляции потребительских цен CPI - огромная ошибка”.
“Цены на бензин, яйца, легковые и грузовые автомобили снизились. Инфляция в целом возвращается к нормальному уровню”, - констатировала Йеллен.
Пауэлл также не стал отсиживаться и сообщил Конгрессу на закрытом заседании, что данные по инфляции соответствуют их ожиданиям, и они будут обращаться к отчету PCE (статистика по личному потреблению, аналог инфляции), чтобы получить больше информации.
Кроме того, еще один представитель Федрезерв - господин Гулсби также заявил, что ясно, что инфляция снижается.
На самом деле практика своеобразного шантажа со стороны рынка существует давно, только раньше она проявлялась в других инструментах и не была настолько критичной.
Так, во времена нулевых ставок и QE, когда у руля американского центробанка еще был Бен Бернанке, ФРС преследовала цель повысить стоимость активов. Сама теория Бернанке строилась на том, что дорогие акции создают у населения ощущение благосостояния и они начинают больше тратить.
Так вот, при любом намеке Бернанке на сокращение QE, не говоря уже о повышении ставок, фондовый рынок камнем летел вниз, как бы давая понять, что любые поползновения в эту сторону поставят крест на всей этой идее.
На следующий же день после выступлений Йеллен и Пауэлла доходности начали снижаться, однако пока до конца не ясно, какой будет дальнейшая риторика финансовых властей.
Несогласованность заявлений и действий - это как раз то, что отличает нынешнее руководство финансового блока Америки, и их действия порой вызывают удивление не только у инвесторов, но и известных экономистов.